[ На главную страницу ] [ Все темы ]

Тема 2. Лекция первая -

Философский статус биоэтики

Содержание лекции

Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт от нравственности,
тот более идёт назад, чем вперёд.

Аристотель

Если существует наука, действительно нужная человеку, то это философия,
из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть Человеком.

И.Кант

Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах:
он ответственен за мир и за самого себя как за определённый способ бытия.

Ж.-П. Сартр

Всякая наука имеет свой предмет исследования. Назвать его – значит определить сферу познавательной деятельности и прогностические задачи этой науки. К сожалению, ответить на вопрос, а каков же предмет новой науки – биоэтики – сколько-нибудь коротко затруднительно. Знаменитый философ Г. Гегель (1770-1831), говоря о предмете одной из философских наук – логике, заметил, что она «не может сказать наперёд, что она такое, а лишь всё её изложение рождает впервые это знание о ней» (Гегель, соч., т. 5. М., 1937г., стр. 19.). Тоже можно сказать и о биоэтике. Она, как все науки, прежде всего, даёт специфически своё видение мира в целом и играет особую роль в познании той или иной стороны этого мира. И это познание не особой сферы явлений в мире, а мир, взятый под иным углом зрения. Так, медицину неверно представлять только как науку о здоровье людей. Здоровье – это лишь цель медицины, а в её предмет входит очень многое: географическая среда, химические соединения, физические явления и т.д., взятые с точки зрения их значения для сбережения жизни человека. По этому поводу И. Кант (1724-1804) указывал: «Моральная, практическая философия является также универсальной медициной, которая, правда, не излечивает всех от всего, но необходимо должна присутствовать в каждом лечении» (Кант И. Трактаты и письма. М., 1980г., стр. 298).

§ 1. Философия как субстанция биоэтики

Термин «биоэтика» впервые появился в научной, медицинской и философской литературе в середине прошлого столетия. Его ввёл в широкий научно-философский и медицинский оборот американский биолог, врач Ван Ренсселер Поттер (1911-2001), вкладывающий в содержание этого термина, прежде всего, установление органичной взаимосвязи традиционного этического учения с биологической наукой и современной медициной. Это было, образно выражаясь, интеллектуально-нравственное наведение мостов между биологией, медициной, этикой, философией, правом. Наведение вообще каких-либо мостов исстари рассматривалось как создание прочной взаимосвязи между разными сторонами целостности во имя её укрепления. В деле создания синтетической дисциплины биоэтики «мост» стал служить своеобразным символом упрочения единства различных сфер естественной науки, медицины философии, права в целях сохранения земной жизни и сбережения здоровья людей. «Человечество, – убеждал В.Р. Поттер, – нуждается в соединении биологии и гуманитарного знания, из которого предстоит выковать науку выживания и с её помощью установить систему приоритетов» (Поттер В.Р. «Биоэтика. Мост в будущее.» Киев, 2002 г. с. 34).

Биоэтика есть интеллектуально-нравственная форма мировоззрения. У прежней этики такого понимания предмета этики не было. Сегодня она, будучи междисциплинарной дисциплиной, остаётся преимущественно философским учением о том, как достойно людям жить и творить благо на Земле. Это учение о сбережении жизни вообще, а теперь и выживания человечества. Вместе с тем, в современном мире биоэтика – наука, которая не просто изучает, а и выступает специфическим социально-культурным институтом, призванным направлять и регулировать возникающие социальные напряжения в обществе при выработке и применении современных биомедицинских знаний и биотехнологий, с одной стороны и личностью, обществом – с другой. В целом же биоэтика в настоящее время существует и функционирует в качестве непрестанно расширяющегося и усложняющегося поля философского осмысления учёными и медиками путей и средств обеспечения прогрессивных и, можно сказать, гуманных отношений между человеком и природой в условиях современного научно-технического прогресса и социально-культурных инноваций в мире. А отсюда вытекает идеология, что человечество должно стремиться всегда придерживаться идеалов биоэтики.

Медицинские знания, позволяющие исцелять те или иные недуги, люди приобрели задолго до появления философии. Но только с её возникновением на Земле медицина стала первой наукой о сохранении здоровья людей. Философия явилась своего рода субстанцией медицины, ибо она, исходя из понимания человеческой целостности, определила задачи комплексного подхода врачей к лечению разных болезней. Так, у египтян, по свидетельству Геродота (V в. до н.э.), во всех селениях было немало врачей. Причём для каждой болезни, для каждого органа был свой врач, но не один из них не лечил несколько болезней. (Жирнов В.Д. Проблема предмета медицины. М., 1978 г. с. 3-4). С появлением философии медики задачу сохранения здоровья людей стали рассматривать в целостном единстве их души и тела: mens sana in corpore sano (в здоровом теле – здоровый дух) – классическая стратегия медицины. Эта традиция восходит к философствующим врачам и философам, таким как Гиппократ, Гален с их суждениями типа «врач-философ подобен Богу», Парацельс, заявлявший, что будущее медицины зависит не только от способов борьбы с болезнями, но и от метафизического мышления врачей, философ И. Кант, писавший о способности духа силою только воли побеждать болезненные ощущения.

Насыщение медицинской ментальности философскими смыслами – это обретение своеобразной духовной субстанцией как особо высокой культурной составляющей. Философская субстанция в медицинской деятельности – это духовная энергия, которая пробуждает творческое начало и повышает личную ответственность за все инновационные дела. В тоже время меняется и духовная атмосфера в обществе из-за наполнения её медицинскими знаниями. Люди, овладевая философско-медицинской культурой мышления, освобождаются из плена страха перед болезнями, учатся самостоятельно выстраивать стратегию отношений с собственными недугами, осваивают разные техники и технологии самопомощи в обыденных ситуациях. Философское насыщение медицинских знаний явление неоднозначное. Здесь есть и плюсы, и минусы. Сегодня в мире происходит естественное проникновение философии в медицину, а медицины в философию. Так, не случайно, что многие современные научные исследования в заголовках своих работ соединяют философию и медицину как: логотерапия В.Франкла, анатомия деструктивности Э. Фромма, шизоанализ Ж. Делеза, терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно, генетика этики и эстетики В.П. Эфроимсона и мн. др.

В наши дни звучат слова о деградации человеческой духовности. Но что конкретно выражает эта пафосная формулировка? Ответ на этот вопрос заключён в тех задачах, которые призвана решать гуманная философия по отношению к людям, человеческой личности, социальным группам, разным видам культуры, науки, но особенно медицины. Философия – это высшая духовная надстройка в жизнедеятельности человека. Она рассматривается и как систематическое, и как критическое осмысление знаний о природе, обществе и самом человеке, и как формирование такого способа жизни, с помощью которого производятся конструктивные действия, развивающие в человеке нравственную личность, которая стремится стать свободнее и ответственнее. Ныне, как и прежде, существует множество определений философии и истолкований того, что же она представляет собой в жизни и деятельности людей, и в чём же её особая интеллектуально-нравственная ценность. И чтобы не говорили сегодня о роли и значении философии вообще и особенно в медицине, она соединяет в себе метафизические, гносеологические, моральные исследования феномена человека с духовной точки зрения.

Философии, может быть даже значительно больше, чем какой-либо другой духовной сферы в жизни и деятельности людей, присуще свойство постоянно, настойчиво преодолевая рамки профессиональной циркуляции идей, выходить на самые широкие просторы интеллектуально-нравственного состояния, апеллировать к человеку как таковому, принципиально отстраняясь от его социально-культурных определённостей и общественной статусности. Истинная философия – это особое состояние человеческого разума: свободное и критичное. Она должна быть доступной всем. Хотя, говоря о доступности, имеют в виду, прежде всего, нацеленность на личное осмысление актуальных жизненных проблем, их человеческую значимость, востребованность ответов на острые нравственные запросы. Но меняются времена и, соответственно, меняется роль и значение философии в жизни людей. Ведь «Не хлебом единым жив человек». Причём общая линия философии как «последнего вопрошания» (Платон) остаётся, не взирая ни на что, исторически неизменной. Вместе с тем, те формы и виды, в которых эта задача успешно реализуется, меняются довольно существенно, соответственно времени и месту их проявления.

Для разрешения этой актуальнейшей задачи дня нужна новая духовная среда, обеспечивающая как минимум конструктивный диалог (греч. dialogos - беседа), издревле присущий философии как форма её бытия и одновременно как способ творчества людей и сфера их публичной рецепции (лат. reception - принятие). Диалогический анализ жизни позволяет иначе осмыслить её суть и понять смысл. Жить по-человечески – это значит быть в диалоге: «Кто одинок, того, как будто, и нет на свете». Ведь посредством диалога происходит понимание жизни и не только. Именно в диалоге происходит философско-этическое толкование того или иного выбора сторонами совместного курса действия. Философия на протяжении всей своей истории не существовала вне диалога, т.е. она не находилась в изоляции от социума. Так или иначе, тесная взаимосвязь мыслящих людей всегда была, а философия представляла собой интеллектуально-нравственную реакцию на вызов времени.

Начиная с софистов (V-IV вв. до н.э.), которые сделали её предметом одну из важнейших сфер повседневной жизни свободного человека – сферу этики. Сократом и его учениками, прежде всего Платоном, этический диалог доведён до высокой степени совершенства. С тех пор этический диалог стал выражать состояние нравственного самосознания, выстраивающего смыслы жизни и деятельности людей. Поэтому философия с тех пор и поныне интеллектуально и нравственно ориентирует людей, особенно учёных, медиков, всех специалистов на выход за рамки наличной ситуации и на активизацию критической работы разума с общечеловеческой ситуацией в целом.

Проблема диалога чрезвычайно важна и для современной философии этики. В последнее время философское рассмотрение смысла диалогических перспектив развёртывается в её новой интерпретации – биоэтике (диалог с природой, врача с пациентом, биологов и медиков с общественностью и т.д.) Сегодня высоко диалогичны с биоэтической точки зрения принципиально иные отношения между учёными, медиками, пациентами в связи с революционными достижениями в науке и биомедицине. Речь идёт о таких новых явлениях как: клонирование, аборты, трансплантология, эвтаназия и других инновационных проектов. Диалог в биоэтике стал основой для достижения взаимосогласия противоположных сторон при взаимном уважении мнений друг друга. Ведь врач в лечении больного не менее зависим от пациента, чем он сам от врача. Только во взаимном понимании они достигают консенсуса, не ущемляющего принципы и права каждого. Таким образом, посредством диалога осознание путей достижения желаемой цели становится более наглядным и оживлённым. Поэтому в биоэтике диалогу сегодня отдаётся предпочтение при философском осмыслении новых нетрадиционных проблем жизни и деятельности людей.

Иногда, правда, от философии некоторые люди ожидают глубочайших истин и откровений. И поэтому считают её областью занятий необыкновенных личностей. А порой философствование объявляют бесполезными раздумьями о чём-то туманном и далёком от жизни людей. Но как ныне общепринято судить о роли и значении философии в культуре, в ней речь идёт о целостности бытия, о таких сторонах и глубинах человеческого бытия и сознания, которые не могут быть предметом только научного познания. Философия сегодня стала учением о спасении человечества, о том, как жить человеку как личности, чтобы всегда оставаться человеком. Как сохранить людям своё человеческое достоинство перед острыми проблемами современности, которые возникли в результате научно-творческого познания мира и его научно-технического преобразования, а также драматическими, а порой и трагическими социальными бурями в мире,  культурными катаклизмами, наконец, перед лицом неизбежности смерти.

Будучи обращённой ко всем видам человеческой жизнедеятельности, философия связана с её проблемами, интересами. Она помогает людям найти смысл жизни и деятельности, определить пути и средства к счастью, проложить дорогу к истине, утвердить справедливость и добро. Гуманное человеческое развитие невозможно без знания философии, которая в концентрированном виде представляет глобальные достижения в духовной культуры людей. Именно философия, как базовое учение этики и биоэтики, исторически утвердилась в общественном сознании в качестве уникального феномена социальной формы жизни и поведения каждой личности, претендуя на универсальность и системность. Ведь философия как способ духовного освоения действительности культивирует свободу и критичность мышления, апеллируя не к слепой иррациональной вере, а к разумному началу в человеке. Она приучает его судить, размышлять о конечных причинах вещей, явлений и процессов, происходящих в природе и обществе искать под пёстрым покровом обыденной стихийности в поведении людей фундаментальные смысловые закономерности организации и управления человеческой жизнедеятельностью.

Философия, по мнению интеллектуально-нравственного человечества, вне сомнения признаётся не как собрание неких банальных истин, а одно из высочайших проявлений человеческого духа, как квинтэссенция культуры, её системообразующий элемент. Она, в конечном счёте, – явление духоподъёмное. Но всякий подъём духа в деградирующей стране объективно ведёт к осознанию несовместимости существующих порядков с основами жизни народа и, как результат, к социально-культурному прогрессу. Только философия способна генерировать новые смыслы жизни человечества и предложить гуманный вариант жизнеустройства. Именно в связи с этим философские основания биоэтики – это есть система идей и принципов, посредством которых обосновываются фундаментальные этические построения в контексте проблем современной техногенной эпохи и социально-культурных перемен.

Сегодня они играют исключительную роль и в науке, и в культуре, и в медицине, которые в связи с инновационными процессами, происходящими в жизни и деятельности людей, не совпадают с традиционными этическими нормами и установками. Поэтому прежние моральные идеи, принципы и требования получают принципиально иную философскую интерпретацию, благодаря которой они включаются в систему современного научного познания и радикально обновлённой медицинской деятельности. Философия (греч. phileo – люблю и sophia - мудрость), как древнейшая область познания мира, общества и человека, свидетельствует о том, что люди не могут одинаково жить и творить в постоянно изменяющемся мире, не обращаясь к философии. В настоящее время человечество переживает период ломки базисных ценностей техногенной цивилизации, породивших глобальные кризисы. В связи с этим и происходит переоценка самой философии, как утратившей свой исконный признак, каковым является мудрость, которая не сводится лишь к рефлексии и мастерству рассуждать определённым образом.

Мудрость – это умение пользоваться целостным знанием, принимать мир как целое. Она предполагает не только свободное и критичное мышление, но и практическое творческое действие со знанием дела и ответственно. Утрата современной философией мудрости как способности осознанно действовать в соответствии с высшими духовно-нравственными ценностями и гуманными целями человеческой жизни, не должна стать фатальной. Ещё в середине прошлого века американский учёный-биохимик, врач-онколог, философ-гуманист Поттер Ван Ренсслер актуализировал эту проблему, заявив, что ныне человечеству срочно требуется новая мудрость, которая бы являлась знанием о том, как использовать знания и умения для выживания человека и улучшения его жизни. Мудрость предстаёт у него не только состоянием, но и желанной целью. Для современного человека стремление к мудрости (философии) означает родственное творчеству стремление обладать стратегией своей жизни. Важным для человека становится обращение к её новым духовным сферам.

Однако в последнее время всё громче звучат голоса о приближающемся конце философии, у которой, якобы, нет будущего. И это не ново. С самого её возникновения и на протяжении многих столетий философия подвергается остракизму, но сегодня наиболее активно. Вообще говоря, что касается судьбы философии, то поскольку она есть свободно размышляющий разум людей о смысле крутых поворотов в истории их жизнедеятельности, то в этом смысле ей присуща глубокая озабоченность человеческой судьбой вообще. Ключевой стержень философии состоит именно в том, что она концентрированно выражает всеобщую человеческую мудрость жизни, которая ориентирует людей на постижение ими таких ценностей, как свобода, справедливость, нравственность и т.д. Эти ценности определяют не только задачи осмысления мира и жизни в нём, а и их глубокое личное переживание. Это духовное явление ничто иное, как философская мудрость. Познание философской мудрости неотделимо от нравственного воспитания людей в повседневной жизни и профессиональной деятельности специалистов.

Философия – это такое состояние разума у современных людей, которое воспринимается как поиск житейской мудрости. А она – уникальное интеллектуально-нравственное качество людей, которое всегда особо почиталась, ибо делает их и самобытными, и, что очень важно, самодостаточными. Ведь философски мыслящего человека всегда волновали и поныне волнуют такие вопросы: что такое «я», каков смысл моей жизни, что для меня хорошо, а что плохо – разве это не самое главное, что каждый человек хочет, прежде всего, знать? Вот с этого и надо было бы начинать философию, а не рассуждать о бытии материи, сознании и т.д. Вроде бы всё верно, кроме одного «но». Есть ли в сознании специалиста-медика, а не философа, интерес к познанию феноменов материи и сознания, мудрости жизни т.д.? Или всё это только плод воображения? Жизнь показала – всё это объективная реальность, которую надо познавать, чтобы её понимать и чтобы увереннее смотреть в будущее человечества. Желание овладеть мудростью предвидения возможных событий и явлений в мире и обществе, господства над ними, вызывает неподдельный интерес к философии – средоточию человеческой мудрости.

Создание образа новой мудрости как способности людей соотносить свои знания, умения и оценки как природных, так и социокультурных процессов и явлений с общим смыслом жизненного бытия, с достоинством человеческой жизнедеятельности, призванием и предназначением личности стала сегодня насущной задачей. Вспомним, что ещё древнегреческими и древнеримскими философами мудрость рассматривалась как способ бытия и идеал знания, а мудрец – как человек, непосредственно относящийся к миру, но понимающий и принимающий самоценность человеческого бытия, задумывающийся о смысле жизни и предвосхищающий своё личное будущее и будущее мира. Леонардо да Винчи называл мудрость дочерью опыта многих поколений людей. Мудрость, выражающая преимущественно интеллектуально-творческое и нравственно-ценностное содержание, конечно, является общественным продуктом, но и сугубо личного духовного опыта. Мудрость при этом понималась прежде и понимается сегодня как способность личности соотносить все свои помыслы, жизненные устремления и поступки с высшими, гуманными ценностями, т.е. как способность понимать, оценивать и действовать, практически воплощая все предельные философские основания и смыслы жизни людей в их творческо-созидательной деятельности. Мудрость становится самобытным искусством личности жить по своему разуму и согласно обретённому жизненному смыслу.

Значение философии можно усмотреть не столько в некой практической полезности (утилитарности), а больше в её нравственном пафосе. Вся история философии свидетельствует, что философская мысль ищет и обосновывает идеал, способный служить путеводной звездой в жизни и деятельности людей. Это, прежде всего, высокий нравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизнедеятельности человека. Это также и общественный идеал, призванный объяснить смысл общественного развития. В этой связи немецкий философ М. Шелер (1874-1929) характеризовал философию как «знание ради спасения», противопоставив её «знанию ради достижений и господства», т.е. позитивизму, как научному, медицинскому и технологическому знанию. Поэтому главное назначение философии – учить людей самостоятельно, свободно и творчески мыслить, понимать смысл своей жизни, верно оценивая свои возможности и характер своей деятельности и не только в отношении ближайшей цели, а свою причастность к тому, что происходит в обществе и в мире в целом.

Не случайно, что в жизни и деятельности людей пугает не обречённость их на смерть, а бессмысленность жизни. А если есть смысл в жизни, а он есть, то он состоит в служении людям по принципу: не ты мне, а я тебе, тебе, тебе... Уже античная философия была источником человеческой мудрости: высшим знанием о мире, обществе и самом человеке, способствующим раскрытию и укреплению духовных сил человека. Дело в том, что философия представляет собой интеллектуально-нравственное сопряжение творческого поиска истины в их жизнедеятельной практике. А оно достигается только при формировании философско-творческого мышления и целостного мировоззрением в познании естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин. Всё это позволяет людям стать творчески мыслящими личностями и нравственно ответственными творцами собственной судьбы, гражданами страны.

Сегодня становление и совершенствование единого общеевропейского образовательного пространства в связи с подписанием Болонской декларации побуждает к переоценке прежних подходов к решению философских проблем организации осмысленной жизни, но пока не реализуемых существующей системой образовательных институтов. Единый рынок труда потребовал ныне выработки качественно иных социальных механизмов достижения высоких общеобразовательных уровней и единых общекультурных компетенций выпускников всех учебных заведений в различных европейских государствах и унификации требований, предъявляемых к степени их профессиональной подготовленности и уровню нравственного сознания. Сегодня считается, что повышения общеобразовательных качеств выпускников европейских учебных заведений можно добиться, но только при корректном сопоставлении всех приобретенных студентами знаний за время их обучения. При этом наряду с профессиональными компетенциями важнейшее место стали занимать и общекультурные, философские ценности, но особенно, нравственные.

Философия всегда учила людей, и сегодня учит, жить и действовать по своему уму и в согласии с совестью. Соединение же философии с биоэтикой предстаёт как диалектическое единение интеллектуально-нравственных знаний, управляющих, по сути, человеческой судьбой. Такое сочетание способствует развитию у людей гуманного самосознания, нацеленного на сохранение жизни на Земле, на выживание человечества.

Последние достижения биологической и медицинской наук, приведшие к созданию и развитию новых биомедицинских технологий, вступают в конфликт с традиционными этическими ценностями. Именно это требует новых подходов к оценке сложных морально-правовых ситуаций в обществе. В силу этого обстоятельства и возникла биоэтика как принципиально новая система естественнонаучных и гуманитарных знаний о пределах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека и рекомендаций специалистам и всем людям как вести себя в современных условиях. Более широкое понимание биоэтики включает в себя ряд проблем социально-культурного и морально-правового свойства, связанных с системой здравоохранения, безопасностью труда, организацией контроля популяционного процесса – проблем, имеющих отношение к биомедицинским исследованиям, касающихся сохранения существования животных и растений, проведения научных экспериментов на животных и соблюдения экологических требований. В этом и заключается философское основание биоэтики.

§ 2. Биоэтика – философская парадигма выживания

Биоэтика – это огромная междисциплинарная тема современной науки и здравоохранения. В ней сопрягаются и традиционные, и инновационные проблемы познания мира и отношения к нему. Окружающий мир представляет собой удивительное многообразие вещей и явлений: от мельчайших частиц до огромных галактик, от размеренных движений звёзд, планет, комет до хаотических и неопределённых процессов, происходящих на субатомном уровне, от простейших молекул до сложных органических соединений и самой жизни. Несомненно, что человек тоже часть этой бесконечной природы и неотторжим от неё. Но человек не только живёт в природе, а и преобразует её в своих интересах, забывая порой, что естественно-природная среда обитания человека на планете Земля не безгранична. И даже в эпоху торжества науки, техники и технологии природная среда не стала лучше, а жизнь людей не только не улучшается, а становится даже всё более опасной. Ныне заметно ухудшается естественное состояние природной среды, связанное с изменением климата, прочими экологическими негативными процессами на планете, серьёзными техногенными катастрофами, несущими опасность для всей живой природы и, конечно, человека.

Сегодня человечество переживает во всех сферах жизнедеятельности глубочайший кризис. Это не только финансово-экономический и культурно-социальной кризис человечества. Он во многом поразил и моральную сферу жизни и деятельности отдельных людей. Этот кризис даже может закончиться страшной катастрофой, в результате которой сам род человеческий может исчезнуть с лица Земли как биологический вид. В чём же причина грозящей катастрофы? Основная причина в том, что человек всё время стремился подчинить себе природу, не считаясь с очевидным фактом, что законы природы превыше разработанных теоретических парадигм организации человеческой жизнедеятельности. В связи с этим и возникла естественная потребность в выработке философии выживания, которая, согласно В. Поттеру (1911-2001), родоначальника биоэтического учения о путях, методах и средствах выживания человечества, должна стать новой человеческой мудростью. Её целевая задача – интегрировать все современные естественно-научные достижения и гуманные общечеловеческие ценности. Вот эту новую мудрость людей он предложил рассматривать как философию выживания человечества или биоэтикой.

Биоэтическими проблемами называются медицинские акции как: аборт; контрацепция, новые врачебные репродуктивные технологии (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство); проведение экспериментов на животных и даже на человеке; получение информированного согласия во имя обеспечения прав пациентов (в том числе с ограниченной компетентностью детей и психиатрических больных); выработка научной дефиниции смерти; самоубийства и эвтаназия (пассивная и активная, добровольная и насильственная); вопросы отношения к умирающим больным (хосписы); вакцинации и СПИД; демографическая политика и планирование семьи; генетика (включая геномные исследования, генную инженерию и генотерапию); трансплантология; борьба за справедливость в здравоохранении; клонирование человека, манипуляции со стволовыми клетками и другие.

Философы, учёные и особенно медики единодушны в том, что речь в биоэтике идёт ни много, ни мало как о сохранении человечества и что проблема его выживания ставится и обостряется в связи антигуманным, ориентированным на овладение достижениями научно-технического прогресса. Отсюда требование глобальной гуманизации науки и медицины, образования и гуманистической ориентации всего социального прогресса на всех уровнях и во всех областях человеческой жизни и научно-творческой деятельности. Но как совместить гуманизм, духовность и жизнеспособность человечества? Вот эта проблема, решить которую может только разумная и совестливая форма жизни и решение которой возлагается на биоэтику как своего рода экзамен на интеллектуально-нравственное состояние человеческого рода. Человечество пока этого экзамена не сдало, поставив с незапамятных времён и вынужденное всё более остро ставить проблему духовности, гуманности, ответственности в самом широком смысле слова как условия жизнеспособности.

Объективная реальность постоянно демонстрирует, что современного человека отличает от человека всех прошедших веков лишь внешний лоск технотронной цивилизации, да и тот частенько смывается потоком страстей и желаний, толкающих людей на поступки, противоречащие высшим этическим ценностям. В наше время принято считать, что человек обладает интеллектом, свободой, волей, его поведение цивилизовано, он может делать сознательный выбор и видеть действительность такой, какой она есть. Однако даже самый поверхностный анализ средств массовой информации (СМИ) опровергает это, рисуя скорее некий образ «варварской цивилизации» или «цивилизованного варварства». Чтобы успешно продвигаться по пути цивилизованного прогресса, необходимо избавиться от иллюзий по поводу наличия в людях традиционной философской мудрости, которой в действительности у нас нет. Не осознав масштабов своей интеллектуально-нравственной ограниченности, невозможно предпринять эффективные меры для решения проблемы выживания. Чтобы вступить на путь новой мудрости, необходимо увидеть всю глубину своего невежества и несовершенства.

Задача биоэтики состоит в том, чтобы вернуть людей на путь гуманной этики жизни и деятельности. Для этого надо, чтобы каждый человек осознал личную ответственность за преобразование мира природы и общества, где бы царила социальная справедливость и доброе отношение ко всему живому. Научно-технический прогресс представляет сегодня не только источник так называемых цивилизационных благ и удовольствий, но и нередко угрожает человеку, его здоровью и даже существованию человечества. Исторически существенной предпосылкой возникновения биоэтики как философии и науки выживания стала идеология экологического движения, которое возникло, как реакция на угрозу физическому существованию человека в результате разрушая естественной природной среды его обитания. Это состояние обусловило зарождение правозащитного движения, получившего широкое распространение в середине XX столетия. Его можно рассматривать как весьма существенную культурную предпосылку формирования биоэтики.

Неслучайно термин «биоэтика» стал отображать междисциплинарные исследования естественнонаучных, специальных медицинских, моральных и правовых проблем биомедицины, но, прежде всего, связанных с защитой достоинства и прав пациентов. Под наукой «биоэтика» при этом понимается не некая биологическая этика, как прикладная этика в области биомедицины, а особая область связи естественнонаучного, социально-гуманитарного знания и духовных, интеллектуально-нравственных ценностей, охватывающих широкий круг философско-антропологических проблем, вызванных к жизни бурным развитием научных, биологических, медицинских и социально-гуманитарных дисциплин.  Биоэтика – это ведь не только принципиально новое направление в научном исследовании мира, но и качественно новая сфера в социально-философском осмыслении жизни, её сохранения на Земле. Это острая проблема определения и своей собственной жизненной судьбы в активной научной и практической деятельности.

Сегодня в связи с неоспоримо весомыми достижениями науки, техники и технологии перед людьми встали весьма острые проблемы, которые взывают и к их разуму, воли и совести. Но особенно важно осознать суть и новый смысл всех этих неоднозначных проблем учёным, медикам и всем тем, кто так или иначе профессионально занимается решением выживаемости человечества, сохранения первозданной жизни на Земле и сбережения здоровья всех людей. Образно выражаясь, чтобы дом будущего человечества, который мы строим сегодня, не рухнул, нам необходимы не только различные специалисты, в том числе и медики, а и культурные люди, хорошо знающие как эволюцию мира, так и историю человечества, становления и саморазвития его научно-творческой мысли, подготовленные не только профессионально, но и высоконравственно. Происходящий ныне научный и философско-концептуальный переворот в современном здравоохранении стимулируется успехами многих естественных наук и в огромной степени достижениями генетики. В этих ситуациях и потребовалось создание биоэтики, как части классической этики, в которой нет ответов на вопросы, связанные с воздействием человека на живые существа.

Одним из главных вопросов биоэтики становится вопрос об осознании сути и смысла человеческой жизни и творческо-созидательной деятельности, а также ещё и выживаемости человечества и сбережения здоровья всех людей на Земле. Биоэтика учит человека, особенно молодого, тому, чтобы достойно жить самому и при этом компетентно заботиться о людях и всем живом на планете. Биоэтика в принципе опирается на багаж философского и научного знания о мире живых существ и практического опыта в жизни и деятельности людей. Она всегда выступала и выступает в качестве ценностного знания, нацеленного на формулирование жизненного идеала и объяснение, каким должен быть сам человек, как он должен жить, чтобы быть счастливым и обеспечивать условия для счастья других людей. Поэтому поиски смысла жизни людей, её сущности как таковой и человеческого счастья неизбежно наталкивались на проблему проблем – выявления первоначала всего, что выступает критерием истинности знания обо всём, что человеком познано и достойности его личной жизни и общественного поведения.

Мораль как новая форма общественного сознания сформировалась уже в античности в противопоставлении физике – науки о природе, о человеке, смысле его жизни и деятельности. Она и поныне ищет ответ на вопрос об истинном предназначении человека на Земле. Мораль стала практической частью философии, которая затрагивает сознание каждого из нас. Вообще, как только люди начали размышлять о своей жизни и деятельности и о том смысле, который хотят им придать, встал вопрос и о сути, и о смысле самой морали. Сегодня она представляет философские основания взаимоотношений как с другим человеком, так и всем, что живёт в людях и рядом с нами. Соответственно появилась потребность в изменении и уточнении представлений о её предмете. Отсюда принципы и нормы новой этики логически вытекли из общей теории морали как практической части философии. Поэтому в современной этике – биоэтике – как учении о защите жизни и деятельности творческих людей её философскими основаниями стала интерпретация взаимосвязи естественных наук, медицинских и гуманитарных знаний, дающих им возможность понять и оценить необходимость сохранения жизни на Земле как таковой и сбережения самого человечества.

Биоэтика как новая междисциплинарная дисциплина сформировалась в середине ХХ веке на базе гуманной философии и юриспруденции, этики и ряда естественных наук. Но главной составляющей понятия «биоэтика» стала этика, неразрывно связанная с учением о морали и нравственности. Речь идёт о новых морально-нравственных отношениях между медиками и пациентами в связи с революционными достижениями в современном естествознании и медицинских науках, в клинической практике, об этике справедливого распределения ресурсов в здравоохранении и т.д. Центральное же место в биоэтике отводится анализу и синтезу ключевых проблем как морально-правового проведения биомедицинских исследований и научных экспериментов на животных и человеке. Биоэтика стала продолжением традиционной медицинской этики и деонтологии, которые в современных условиях глобального развития науки, техники должны были интегрироваться с их инновационными достижениями. Она сегодня фактически вобрала в себя острейшие проблемы естественных и гуманитарных дисциплин о сохранении земной жизни и сбережении здоровья людей и нуждающиеся в критическом морально-правовом осмыслении научно-творческой деятельности учёных, медиков, да и всех специалистов.

Сегодня на идеалы и принципы биоэтики опираются многие отрасли познания, стремящиеся соблюдать научную корректность и морально-правовую ответственность. Это, прежде всего, этические принципы научного познания, экологическая этика сбережения живой природы, мораль, обеспечивающая безопасность биотехнологий, нравственный характер гражданского воспитания и образования молодёжи. Принципиальное отличие правового регулирования жизнедеятельности человека от морально-нравственного заключается в том, что оно реализуется посредством использования государственных законов, правительственных постановлений, судебных решений. Что же касается сути морально-нравственного регулирования, то оно предполагает свободное и добровольное общественное поведение людей, апеллирующих к своему разуму и совести. Иначе говоря, правовые санкции основываются на силе принуждения людей, а морально-нравственные – на силе осознания личной своей ответственности за все поступки и действия для достижения общественной справедливости.

Понятию «справедливость» исключительно важное значение придавал ещё античный философ Аристотель (384-322 до н.э.), называя её добродетелью. Он разработал учение о добродетели тождественной нравственности поведения человека. Что касается медицинской сферы, то в ней биоэтика выполняет особо исключительную роль и как наука, и как общеобразовательная дисциплина. В рамках биоэтики справедливость отражает такие требования ко всем медикам, согласно которым оказываемая ими профессиональная медицинская помощь пациентам должна быть соразмерна достижениям медицинской науки и степени нравственной ответственности. И не случайно, что её сегодня изучают студенты во всех высших медицинских и фармацевтических учебных заведениях. К сожалению, среди медиков есть мнение, что преподавание биоэтики должны осуществлять преподаватели клинических кафедр и практические врачи, так как этические проблемы в медицине органично вплетены в ткань клинической практики. Это понятно, но только при этом нельзя забывать, что биоэтическое сознание – это продукт социально-философского осмысления острейших проблем сохранения земной жизни вообще и сбережения здоровья людей.

Сегодня неслучайно много говорят, а ещё больше пишут о биоэтике как новой философско-этической парадигме организации и компетентного управления различными сферами жизни и деятельности учёных, медиков, специалистов. Это принципиально иная междисциплинарная наука, изучающая морально-правовые инновации в общественном сознания и поведении людей друг с другом и по отношению ко всему, что живёт в мире. В связи с этим само собой возник вопрос: а в чём новизна биоэтики и чем же она отличается от традиционной этики, как учении о морали? Прежде всего – это тоже этика с её идеями, идеалами и принципами. Это одна из главных составляющих широкой сферы этического учения как практической философии сохранения жизни вообще и сбережения здоровья людей. Для того чтобы понять и по достоинству оценить новизну современной этической парадигмы в науке и здравоохранении необходимо философски переосмыслить традиционное понимание этики и её нового социально-культурного статуса в современном обществе как собственно практической философии или нового учения о морали и нравственности.

Достижения научно-технического прогресса в медицинской науке и биомедицине не только значительно расширили возможности в области лечения больных, но и повлияли на традиционные представления о добре и зле, благе личности пациента, представления о начале и конце жизни человека, и соответственно, дали ещё один дополнительный стимул развитию биоэтики. Во многих странах мира и в России биоэтика стала академической и учебной дисциплиной. Её преподают главным образом на философских и медицинских факультетах университетов. В России биоэтика включена в учебные программы обязательного медицинского и фармацевтического образования. Элективные курсы по биоэтике читаются на всех факультетах медицинских вузов.

В связи с этим новейшие современные биоэтические идеи, принципы и установки содержат следующие философско-гуманистические начала:

-    генеалогия морали и нравственности: их смысл, цели, источники, причины происхождения в историческом саморазвитии человечества;

-    целостная система философских категорий и понятий, главными из которых стали: добро и зло, благо и справедливость, долг и честь, идеал и смысл жизни, совесть и личное достоинство и т.д.;

-    гуманистическая философия проявления морали и нравственности в повседневной жизненной практике, личной и общественной деятельности;

-    уникальность профессиональных (корпоративных) этико-правовых учений (прежде всего в медицине) состоящая в том, что все они исследуют и созидают новые моральные и юридические принципы и правила совместных действий специалистов.

Некоторые из перечисленных философских начал новых этических парадигм могут составлять предмет не только морально-нравственных, но и правовых оценок, т.е. подпадать под действие юридических норм. Однако в этике современный человек обязательно рассматривается в качестве со-творца выполняемой им жизненной нормы. Он принимает её добровольно в силу убеждения в её целесообразности, отождествления требований данной нормы с сущностной стороной собственных жизненных установок. Можно в связи с этим предположить, что многие отдельные действия людей представляются сугубо личными решениями и не несут в себе общественного значения. Но это не так. Фактически отельные действия человека могут в большей или меньшей степени иметь тот или иной сугубо личностный смысл, но полностью он не может освободиться от общественного дела. Но это общественное по своей сути дело всё более индивидуализируется, ибо многие обстоятельства, в которых принимаются решения, становятся всё больше разнообразными, и возможность отдельной личности влиять на характер общественной жизни за счёт своего нравственного выбора в принципе всё больше увеличивается. Это означает, что возрастает степень индивидуальной ответственности личности.

В настоящее время различные этические учения рассматриваются как специфическая область философского познания жизнедеятельности людей, в которой осмысливаются гуманные проблемы их морального и нравственного сознания, профессиональной работы и общественного поведения, а также личной жизни. Этические учения тяготеют либо к трансцендентности (лат. transcendent – выходящий за пределы), когда высший моральный объект воздействия на человека, его сознания находится где-то вне его самого, либо к имманентности (лат.immanentis – внутренне присущий), когда человек сам для себя выступает высшим нравственным судьей. А это значит, что все этические проблемы всегда были, да и поныне остаются ключевыми для практической философии. Главная её задача состоит в рациональном поиске методов и средств, позволяющих человеку достичь самобытного и общественно значимого личного бытия. Наш знаменитый соотечественник, выдающийся врач и мыслитель Н.И. Пирогов постоянно напоминал своим коллегам, что, желая сделаться специалистом, нельзя забывать, что для этого необходимо стать настоящим гражданином страны, нравственной личностью. И это гораздо больше, чем просто получить хорошее профессиональное образование.

Разумеется, люди издревле размышляли о моральных правилах жизни в мире природы и общества. В соответствии с целым рядом ранних философских и религиозных учений о морали и нравственности этика стала сингулярной (лат. singularis - особый) матрицей становления человеческой мудрости. Чтобы человеку выжить и достойно жить и действовать в современном техногенном и социально противоречивом мире, мало быть хорошо информированным и много знающим специалистом, надо быть ещё и мудрой личностью. Она должна помнить, что человека делает личностью его приверженность таким ценностям как: справедливость, взаимосвязь интеллекта и нравственности. Решение всех названных задач во многом зависит от этической компетентности всех специалистов, но особенно специалистов-медиков.

С учётом всего здесь сказанного биоэтика и её глубокая медицинская модификация – биомедицинская этика – разрабатывают и оценивают не только истинность новейших теоретических и прикладных знаний в здравоохранении, но и апеллируют к разуму и совести учёных и медиков в целях их участия в деле сохранения жизни и здоровья людей. Знанием принципов и рекомендаций биоэтики необходимо овладеть любому профессионалу, работающему в области социальной политики вообще и в системе здравоохранения, но особенно всем тем, кто связан с сохранением жизни и сбережением здоровья людей – врачу, фармацевту, любому медицинскому сотруднику.

Вопросы для самопроверки

Какую роль играет философия в жизнедеятельности современных людей?

Какой философский смысл заложен в системе моральных ценностей?

Почему философия выступает системообразующей функцией биоэтики?

Какое место принадлежит философии в этике и биоэтике?

Какие философско-практические проблемы поставлены в этике Канта?

Как соотносятся традиционная этика и биоэтика?

[ На главную страницу ] [ Тема 3 ]