[ на страницу с темами ] [ на главную страницу ]

Марина Богданова - кандидат философских наук,
Педагогический институт Южного Федерального Университета
Профессор кафедры философии, изучения культуры и философии науки

Спорт XXI века как пространство экзистенциальных смыслов

Марина Богданова

Ключевые слова: экзистенциальные смыслы спорта, спортивное честолюбие, спортивная аскеза, неформальный спорт.

Аннотация: В статье исследуются причины феноменальной популярности спорта в XXI веке. Автор полагает, что вопрос о причинах привлекательности спорта лежит не только в сфере социальных взаимодействий, но и  в сфере человеческих переживаний. В XXI наряду с традиционными видами, большое распространение получают неформальные виды спорта (виндсерфинг, рафтинг, скайдайвинг и пр.), которые отвечают новым потребностям современной молодежи. Неформальные виды спорта соединяют в себе телесные навыки со сложным техническим оборудованием. Человек XXI века в условиях предельной открытости и публичности спортивного состязания  получает новые возможности познать свои физические и духовные силы, а так же бросить вызов природным стихиям. Автор защищает идею, что спорт, несмотря на свой противоречивый характер, обладает гуманистическим потенциалом.

Известно, что проблема места и гуманистических ценностей спорта в современной культуре является предметом острых споров и дискуссий среди ученых – педагогов, психологов, философов, социологов.
В начале прошлого века Макс Шелер заметил: «Вряд ли какой другой феномен в мире заслуживает сегодня в такой же степени глубокого социально-философского и психологического изучения как спортивная деятельность. Спорт безмерно вырос в своем значении, но изучению смысла спорта не уделяется должного внимания» [1, c. 19].
Приходится отметить, что и по прошествии почти века спорт продолжает оставаться наименее проясненным явлением нашего времени, многие аспекты его социального бытия все еще не осмыслены в достаточной степени, спорт все еще является «непроясненным вопросом» для науки и его истинное значение еще предстоит объяснить.
Спорт есть феномен гораздо более сложный, многогранный и глубокий, чем многие себе представляют. У спорта есть своя тайна, метафизика, своя потаенная область, проникнуть в которую чрезвычайно интересно для философствующего ума. Как любое творение рук человеческих, спорт несовершенен и противоречив. Многие претензии к современному спорту базируются на идеях и высказываниях Й.Хейзинги, который утверждал, что современные игры и спортивные состязания погублены «фатальным переходом к сверхсерьезности». В то же самое время, он отмечал, что игра перестала быть «профанной» и, следовательно, лишилась «всякой органической связи со структурой общества». Массы теперь жаждут «банальных развлечений и грубых чувств» и для удовлетворения своих влечений бросаются во все тяжкие. Вместо того чтобы играть с ребяческой свободой и силой, они играют со «смесью юности и варварства», которую Хейзинга называет «пуерилизмом». Как отмечает Хейзинга, о спорте следовало бы говорить как об игровой деятельности, но в условиях современного общества он доведен до такой степени технической организованности, материальной оснащенности и научного осмысления, что реальностью становится угроза «потери самого духа игры».[2, С. 313-316]

Зрелищные виды спорта приобрели своё нынешнее значение одновременно с возникновением массового производства, которое обостряет удовлетворяемые спортом потребности, создавая при этом технические возможности для продажи спортивных соревнований более широкой аудитории. Но, согласно распространенной критике современного спорта, с этим также связано снижение значимости спорта как такового. «Коммерциализация превратила игру в работу, подчинила удовольствие атлета удовольствию зрителя и свела самого зрителя к состоянию пассивного овоща — полная противоположность олицетворяемого спортом здоровья и силы.»[3] Во время спортивного соревнования зрители, ничего не делая, получают возможность пережить азарт, волнение, напряженное ожидание, надежду на победу и горечь от поражения и пр. Во многих случаях эти эмоции являются гораздо более сильными, чем те, что связаны с повседневной жизнью болельщика. «Победа «своей» команды переживается болельщиком, лежащим на диване как собственная победа, вызывая чувство гордости за «своих», чувство превосходства над «чужими». То, что это переживание досталось даром и не обеспечено собственными усилиями, во внимание не принимается. Бесплатность переживания делает его особенно привлекательным, позволяя совместить чувство причастности к событиям и абсолютную безопасность внешнего по отношению к ситуации положения.»[4, С.390] Мания победы, считают критики спорта, способствует приданию слишком большого значения состязательной составляющей спорта и забвению сотрудничества и взаимодействия.
Культ победы, победа любой ценой превращает игроков в жестоких и циничных соперников, а болельщиков — в фанатичных шовинистов. Насилие и, подчас царящие на трибунах бесчинства, убедили некоторых критиков в том, что спорт навязывает молодежи милитаристские и националистические ценности.
У Эко считает, что спортивная деятельность это «растрата» энергии, полученной через принятие пищи, средства на которую мы добываем работой. Такой растратой сопровождается всякая неутилитарная деятельность, но она для человека необходима постольку, поскольку дарует свободу и освобождает человека от тиранической необходимости работать. Но если для тех, кто сам занимается спортом, эта «рекреационная растрата» обращается в здоровье и самодисциплину, то для тех, кто наблюдает за происходящим, спорт становится инструментом «по вытягиванию здоровья», это своего рода вуайеризм, когда «я лишь получаю смутное наслаждение, наблюдая за здоровьем других» [5, с.190] «Несомненно, тот, кто смотрит спорт в исполнении других, приходит по мере просмотра в возбужденное состояние, он вопит и жестикулирует и таким образом выполняет физические и психологические упражнения, редуцирует свою агрессивность и дисциплинирует свой соревновательный дух. Но эта редукция не компенсируется – как в случае, когда кто-то сам упражняется в спорте, - возросшей энергией или приобретенным контролем или самообладанием».[там же]

Почему же мы, тем не менее, любим спорт? Чем он завораживает и манит? В чем причина феноменальной сверхпопулярности спорта? И является ли спорт 21 века тем же самым, что и в начале 20-го?
При ответе на вопрос о причинах привлекательности спорта мы будем обращаться не к социальным функциям спорта, а к его экзистенциальным потенциям, которые могут быть раскрыты только через обращение к человеку. Никакие социологические определения спорта не могут объяснить того, что заставляет людей с замиранием сердца следить за перипетиями борьбы, ликовать и страдать на спортивной площадке, изнурять свое тело спортивной аскезой и преодолевать серьезные опасности. Никто не станет отрицать неподдельность и искренность чувств, которые испытывают не только сами участники спортивного состязания, положившие на алтарь борьбы годы ежедневного непрерывного труда, но и торжества победы и слез отчаяния болельщиков.

Таким образом, находясь только на позиции общественной целесообразности вряд ли можно объяснить, зачем существует спорт. Здесь необходима совершенно другая точка отсчета, которая лежит в сфере жизненно-экзистенциальной, в сфере тайных струн человеческой души, загадок его характера, иррациональных чаяний, стремлений и способностей сопереживания.
Томас Гоббс называл честолюбие – ведущей человеческой страстью и главной движущей силой социума. «Человеческую жизнь можно сравнить с состязанием в беге, и хотя это сравнение не может считаться правильным во всех отношениях, оно все же достаточно, для того чтобы дать нам наглядное представление почти обо всех страстях…надо только представить себе, что единственная цель и единственная награда каждого из участников этого состязания – оказаться впереди своих конкурентов».[6, С.490]. По всей видимости, в спорте человек нашел средство, с помощью которого можно в условиях предельной открытости и публичности реализовать свое честолюбие, стать победителем — идеальным, настоящим. И если даже после войн вопрос о победителях и побежденных не является подчас однозначным и достоверным, и послевоенное устройство мира допускает различного рода уступки и реверансы проигравшему, то финальный свисток или итоговая таблица снимают все вопросы: спортивная победа абсолютна и максимальна! Сегодня, когда конкуренция в спорте чрезвычайно велика, а уровень спортивных достижений запределен, победителя от побежденного отделяют какие-то доли секунды и для того, чтобы выявить победителя глаза судьи недостаточно, требуется фотофиниш. И какое дело мальчишке, который только что победил в школьном чемпионате, что уровень его соревнования не столь велик? Его честолюбие удовлетворено, победа принадлежит только ему, и ради нее он отдал все свои силы. И та искренность и самоотверженность, с которой мальчишка шел к своей победе, уравнивает ее с золотой олимпийской медалью. Любой народ нуждается в сильном национальном характере, который закаляется посредством исторических или природных вызовов. Через взаимодействие духа и тела спортивные тренировки и спортивные состязания вносят свой вклад в формирование характера, воли и личности спортсмена и. таким образом, способствуют улучшению национального характера народа.

Спортивные состязания сегодня приобрели значение, которое они не имели даже в Древней Греции, где значительная часть социальной жизни вращалась вокруг состязаний, благодаря тому, что спорт удовлетворяет острую потребность в физическом напряжении для возрождения ощущения физической основы жизни.
Человек рубежа веков не более склонен к жестокости и насилию, чем прежде и возрождение спорта в 20 веке и его превращение в 21веке в масштабное, фактически глобальное явление, нельзя рассматривать как свидетельство  дальнейшей человеческой деградации. Сегодня уровень общественного контроля над насилием, а так же стандарты самоконтроля личности гораздо выше, чем они были даже в эпоху древнегреческих Олимпийских игр, не говоря о римских гладиаторских боях. Стоит предположить, что разрушительная энергия быстрее всего найдет свое применение именно в областях разрушения — от той же войны до хулиганства и вандализма, но никак не в таком созидательном процессе, каким является всякое спортивное состязание. Общество, избавившее людей от необходимости физически добывать свой хлеб, должно дать людям возможность физической игры с силой, ловкостью и напряжением. И если современная школа всюду насаждает правила поведения, умение держать себя в руках, если семья усиливает контроль за телом, чтобы направлять эмоции в нужное русло, то растущая популярность спорта отражает те изменения в общественном сознании, в русле которых признают за «телом» право иногда следовать своим природным порывам, а так же в том, что физически активные людей наделяются дополнительным набором привлекательных качеств.

Что же предлагает наша российская современная система образования личности для развития его телесного и духовного честолюбия? Скованный излишней регламентированностью и порядком ребёнок, не имеет возможности познать и оценить себя, вынужденно пребывает в состоянии дремы и апатии. Основное внимание в школе уделяется развитию у детей психофизических качеств, связанных с выполнением локомотивных и оперативных действий, необходимых ему для социального взаимодействия. Самоидентификация личности исчерпывается  тем, что личность должна определить свое положение в социальном мире и усвоить те телесные техники, которые являются необходимым условием для осуществления тех или иных видов деятельности и восприятия сообществом поведения данной личности как приемлемого. «Таким образом, применение современной модели образования может иметь одним из побочных результатов то, что человек отчуждает от себя собственное тело. «Отчуждение» происходит тем быстрее, чем в большей мере субъект ориентируется на общепринятые формы поведения и чем меньше значения он придает собственной уникальности. Страх порождает слабое тело, напряжение ума и ограничение эмоционально-чувственных проявлений». [7, С.102]

В ясности современного рационального существования, где все заранее просчитывается, но не всегда сбывается, где обыденная жизнь оставляет мало шансов для геройства и подвига, где легальные сферы деятельности не позволяют телу следовать своим порывам, спорт дает выход жизненной силе и желанию борьбы.
В движении и посредством движения человек познает непроявленное бытие своего тела, его стремление к самоорганизации и самополаганию. Исследуя себя посредством движения, человек «познает» свои возможности и способности, необходимые для вхождения в мир и пребывания в нем, таким образом движение выступает не только средством коммуникации человека, но и способом его самовыражения и «самопознания» в окружении людей. Любой акт движения отражает степень осознания субъектом себя и ситуации, в которой происходит то или иное событие. Спорт и активное занятие физической культурой дарят растущему человеку радость движения и понимания естественности сопротивления бытия.

Спектр видов спорта за последние десятилетия расширился на более чем 240 дисциплин [8]. Появление таких модных неформальных видов спорта для удовольствия и приключений, как skydiving, freeclimbing, paragliding, rafting, windsurfing и пр. (большинство из них не имеют адекватного перевода на русский язык и имеют иностранную транскрипцию) связано с тем, что традиционные виды спорта не отвечают новым потребностям современной молодежи, это потребности в скорости, опасности, прогрессе.

Определяющие будни спортсмена добродетели эпохи «постмодерна» остались прежними: аскеза и «готовность к пожертвованию», поскольку данные виды спорта требуют большого «инвестирования физического капитала». Но помимо этих добродетелей от спортсменов-серфингистов, сноубордистов, скейтбордистов требуется нечто особенное, а именно «экстремальная приверженность участников к субкультуре и особому образу жизни». «Экстремальная сложность динамических отношений» между телом спортсмена,  техническим снаряжением (парусом, доской, парашютом) и природными стихиями (водой, ветром или непроходимыми маршрутами), все делает эти виды спорта действительно серьезным вызовом человеку, отвечающим ценностям XXI века. [9, Р. 8-13] «Подчиненная воле телесность убеждается в своей силе и своем мужестве; открытый силам природы индивид обретает близость миру в его элементах» [10, С. 330-331]

Что общего между всеми этими видами спорта? Это вовлечение человека, взаимодействующего со сложнейшим техническим оборудованием в виртуозное движение в пространстве, для которого восприятие скорости и контроля над всеми элементами этого процесса и составляет смысл соревновательной деятельности. На высочайшем уровне все эти виды спорта требуют очень большого «вложения физического капитала». И для того, чтобы участвовать даже на самых низких уровнях соревнований, умение спортсмена достигать контроль над взаимодействием сложнейшего технического оборудования, своей телесности и условиями природной среды должно стать «виртуально интуитивным» [9]: это должно происходить неосознанно, так что оборудование становится «протезным продолжением тела человека» [9], а сила ветра его дополнительными резервами.
Формализованные соревнования существуют в виндсерфинге, яхтинге, сноубординге и пр. (некоторые из экстремальных видов спорта даже включены в олимпийские виды спорта), есть клубы, которые проводят профессиональные «программы» предназначенные для зрелищ и СМИ. Но большинство из спортсменов неформальных видов спорта не принимают участие в таких мероприятиях, предпочитая «фрирайд», получая удовольствие от «особенных» факторов, таких как вызывающее противопоставление себя окружающей природной среде. Даже среди элитных участников, отношение к формальным соревнованиям остается противоречивым, поскольку само появление данных видов спорта, как раз и было связано с желанием избегать формализированности и упорядоченности, характерных для организации традиционных видов спорта. Необходимо помнить, что эти виды спорта не доступны для проведения в любое время, для них требуется определенная сила волны или ветра, они не рассчитаны в большей степени на зрителя, поскольку часто место проведения соревнований недоступно для присутствия зрителей. Это не означает, что неформальный спорт - обособленный и неконкурентоспособный; спортсмены собираются на подходящих площадках (пляжах, горных склонах и пр.) и неформально состязаются между собой и выносят решения по поводу конкурентности и навыков друг друга, что является «основными формами субкультурного физического капитала и статуса» [9]. Отношения к соревнованиям атлетов, отведенному месту спорта в их жизни и сложности в приобретение навыков – весь этот набор характеристик является частью воплощенного человеческого капитала, который определяет природу неформальных видов спорта как образа жизни.

Как известно, атрибутом любого вида спорта является наличие простых, понятных, однозначных и неизменных на все время состязания правил. Эти правила уравнивают как спортсменов друг с другом, так и с сопротивляющимся природным миром, бросающим ему вызов. Пусть зрители настроены против тебя, пусть даже судья допускает ошибку, и природа не будет к тебе благосклонна, спортивная борьба от этого не потеряет свою цену, поскольку и зрители, и сам судья, с его ошибками и вся непокорная Вселенная — все вписано отдельными пунктами в эти правила. Справедливая, честная победа — это претворение невинного, сказочного ожидания счастливой развязки, при которой силы добра всегда побеждают силы зла.
В широком смысле, к правилам, по которым человек сражается с миром на пятачке спортплощадки, относится и соперник. Хороший спортсмен всегда уважительно относится к сопернику, и вовсе не из-за своей благородной натуры, просто наличие соперника — это одно из честных условий, в которых человек должен победить. Поэтому-то, спорт, несмотря на безграничную его нацеленность на результат, никогда не скатится до уровня уличной драки, где позволено все, — иначе из него исчезнет главное: искренность, честность и заслуженная победа. При этом спортсмен не только продемонстрирует свои физические, тактико-технические, волевые и пр. качества, но и обретет самого себя и воспроизведет самой своей деятельностью социальное пространство, в котором он утверждает некие высшие для себя идеалы.

Литература:

1.     Scheler, M. Vom Ewigen im Menschen / M. Scheler. - Leipzig, 1921.
2.     Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня/ Й.Хейзинга; Пер. с нидерланд. В.Ошиса.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2004
3.     Кристофер Лэш Вырождение спорта  (Электронный ресурс).- Режим доступа: http: //www ruthenia. ru/ logos/ number/54/02/pdf (дата обращения 1.04.2010)
4.     Е.В.Улыбина «Тело и слово в теории катарсиса Выготского» С.389-390 Психология телесности между душой и телом/ ред.-сост. В.П.Зинченко, Т.С.Леви.- М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007
5.     Умберто Эко Болтовня о спорте /Логос # 6(73) 2009
6.     Гоббс Т. Человеческая природа// Избр. произв. В 2-х т. М.: Мысль, 1964. Т.1.
7.      Никитин В.Н. Онтология телесности: Смыслы, парадоксы, абсурд.- М.: Когито-Центр, 2006.
8.      Кристина Айзенберг Спортсмен (Электронный ресурс).- Режим доступа: http: //www ruthenia. ru/ logos/ number/54/01/pdf (дата обращения 1.04.2010)
9.     Tim Dant and Belinda Wheaton: Windserfing: An extreme form of material embodied interaction?// AT anthropology today Special issue// December 2007-vol 23-no 6
10.       Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.

[ на страницу с темами ] [ на главную страницу ]