[ на страницу с темами ] [ на главную страницу ]

Юрий Хрусталёв - доктор философских наук,
профессор, заслуженный работник высшей школы России,
зав. кафедрой философии и биоэтики Первого Московского государственного медицинского университета (ПМГМУ)
им. И.М. Сеченова

Олег Ткаченко - кандидат философских наук,
доцент Первого Московского государственного медицинского университета (ПМГМУ) им. И.М. Сеченова

ЭТИКА СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юрий Хрусталёв

Этика в её традиционном понимании есть самобытное учение об идеях, принципах, нормах и правилах функционирования морали и нравственности в различных сферах и областях общественной жизни и деятельности людей. Предметом этики было и остаётся философское осмысление морально-нравственной мысли и практики поведения человека. Понятие этика восходит к древнегреческому слову etos, которое означало некое жилище и одновременно всеобщие правила, порождённые совместным проживанием и деятельностью. Сама этимология термина показывает, что её предметом как науки является общественное практическое поведение людей, а также нормы, обеспечивающие сплочение людей в обществе, преодоления врождённого животного индивидуализма и агрессии. Но по мере развития общества к этому первоначальному смыслу добавилось и много нового.

Древние считали, что поистине человеком может быть только тот, кто в мыслях и чувствах своих, в общественном поведении следует повелению совести и идее принесения людям блага и направляется ею. В современном русском языке под этикой понимают философское учение о развитии морали и нравственности. Этика изучает их место и роль в системе различных форм и видов общественного сознания и поведения. Она осмысливает природу и моральное состояние общения людей в конкретном сообществе, изучает и саморазвитие нравственности, как внутренней установки самой личности на общественные и индивидуальные формы бытия. Этика конструирует гуманную идеологию гуманного поведения людей, прежде всего, молодежи.

Этика играла всегда исключительную роль в современной научной, медицинской, иной творческо-созидательной жизнедеятельности людей. Она, будучи важнейшей формой общественного сознания, по-своему отражает и конструирует новые социально-культурные сферы в жизни и созидательной деятельности людей. Для этого она создавала некие законы регулирования общественного поведения людей. Исторически все этические инновационные нормы поведения и сознания формировались философией, а ее категории и понятия с самого начала служили источником обоснования ее содержания в сопряжении законами природы и общества. Кстати, философской сферой она стала благодаря Аристотелю, который ввел в неё термин этический, означающий совокупность норм, требований и жизненных добродетелей, как совесть, справедливость, мужество, умеренность, щедрость и т.д.

Сегодня этика представляет философские основания взаимоотношений людей друг с другим и всем, что живёт в людях и рядом с нами. Принципы и нормы жизни людей логически вытекают из общей теории этики как некой практической части философии. Поэтому в современной жизни людей философскими основаниями этики стала новая интерпретация взаимосвязи естествознания и гуманитарного знания, дающая им возможность понимать и оценивать необходимость сохранения жизни на Земле как таковой. Такой смысл в этике получил в новом учении с названием «Биоэтика». Речь теперь идёт о новых морально-нравственных отношениях между людьми, но особенно между медиками и пациентами в связи с радикальными успехами современного естествознания и медицинских наук, в клинической практике, об этике справедливого распределения ресурсов в здравоохранении и т.д.

Центральное место в биоэтике отводится анализу и синтезу ключевых проблем как морально-правового проведения биомедицинских исследований и экспериментах на животных и человеке. Биоэтика стала продолжением медицинской этики и деонтологии, которые в современных условиях развития науки, техники должны интегрироваться с их инновационными достижениями. Она сегодня фактически вобрала в себя острейшие проблемы естественных и гуманитарных дисциплин о сохранении земной жизни и сбережении здоровья людей и нуждающиеся в критическом морально-правовом осмыслении научно-творческой деятельности учёных, медиков, да и всех специалистов. Сегодня на идеи и принципы биоэтики опираются многие отрасли познания, стремящиеся соблюдать научную корректность и морально-правовую ответственность. Это есть принципы научного познания, экологическая этика сбережения живой природы, мораль, обеспечивающая безопасность биотехнологий, нравственный смысл гражданского воспитания.

Принципиальное отличие правового регулирования жизнью людей и их деятельности от морально-нравственного заключается в том, что оно реализуется посредством использования государственных законов, правительственных постановлений, судебных решений. Что же сути морально-нравственного регулирования, то оно предполагает свободное и добровольное общественное поведение людей, апеллирующих к своему разуму и совести. Иначе говоря, правовые санкции основываются на силе принуждения людей, а морально-нравственные – на силе осознания личной ответственности за все поступки и действия для достижения общественной справедливости. Сегодня неслучайно много говорят, а ещё больше пишут о биоэтике как философско-этической парадигме организации и компетентного управления различными сферами жизни и деятельности учёных, медиков, специалистов. Она, по сути, стала одной из главных составляющих широкой сферы этического учения как практической философии сохранения жизни вообще и сбережения здоровья людей.

Морально-нравственное сознание людей

На фоне усложнения современных глобальных проблем жизни (угроза международной безопасности, рост этническо-национальных и межрелигиозных конфликтов, загрязнение среды жизненного обитания людей, резкое снижение биологического разнообразия природы) особое значение приобрел  человеческий фактор, как духовная сила, воздействующая на окружающий мир. В связи с этим актуализировалась задача повышения культуры в жизни и деятельности людей. В центре этой новой жизненной проблемы стоит вопрос о качестве морального сознания и нравственности людей, особенно молодежи. Это, конечно, вечная проблема. Но, как свидетельствует история человечества, источником изменения морального и нравственного сознания являются такие факторы как: осмысление, накопление, сохранение, распространение и усвоение всеми людьми опыта в их общественно-полезной жизни и творческо-созидательной деятельности. Этот их жизненный опыт концентрированно проявляется в следующих главных социально-культурных функциях морального и нравственного сознания: познавательной, оценочной, воспитательной, регулятивной.

Моральное сознание несёт на себе печать состояния духовного здоровья каждого отдельного человека и общества в целом. Под воздействием естественно-природных условий жизни и влиянием социально-культурных факторов в обществе возникает своеобразные законы поведения людей в интересах их целесообразного управления, обустройства совместной жизни и деятельности. С возникновением в социальном отношении неоднородного общества, освобождением индивида от жесткой опеки общины, появилась потребность в индивидуальных методах регулирования отношений между людьми. Поэтому наряду с моральными нормами жизни людей сформировались индивидуальные правила поведения – нравственные. В отличие от жестких требований морали, нравственность тяготеет к установлению личностных правил поведения, которые ориентируют личность на поиск разумного общения с другими людьми, доброго, вечного в общественной жизни. Эти правила пробуждали у неё стремление к добровольному следованию принципам гуманной коммуникации. Зарождение морали и нравственности свидетельствует о росте духовной культуры людей, прорыве в область собственно человеческих отношений, отражающих ее внутренние духовные потенции.

Коммуникация – это естественная потребность человека в общении. Она предполагает поиск путей и средств для укрепления межличностных связей и отношений, При этом они должны быть нравственно наполнены, несмотря на то, какого они свойства: материального или духовного. Ведь «не хлебом единым жив человек». В числе важнейших жизненных потребностей становится потребность в научных знаниях и практических умениях. Знаменитый Сократ их называл высшей добродетелью человека. Многие люди и прежде и теперь испытывают потребность в коммуникациях для совместного созидания нового, необычного, но жизненно необходимого и себе, и всем людям. Потребность людей во взаимном общении имеет исключительное значение. Не будь его, человек не смог бы быть человеком, раскрыть все свои индивидуальные способности, проявить истинные человеческие качества. Мораль общения как особая духовная сфера нормативно характеризует человеческую организацию совместной жизни и деятельности. Так, философ и антрополог А. Гелен (1904-1976) ценил любую деятельность человека в прямой зависимости от сформировавшихся в его сознании представлений о воле, морали и нравственности. (О систематике антропологии. М., 1988. С. 175).

Современная коммуникативная жизнедеятельность людей в мире и в стране весьма динамична в основном благодаря стремительному обновлению научных знаний о мире, обществе и самом человеке. Сегодня, когда активно развиваются новые наукоемкие технологии и внедряются новейшие научно-технические достижения практически необходимо философское осмысление моральных и нравственных принципов, норм и требований в совместной жизнедеятельности людей. Происходящие в мире и России информационные, технологические и технические изменения требуют соответствующей переоценки этической функции коммуникаций в свете их жизнеучительской миссии. Философия, реализуя свой духовный потенциал, может и должна внести сегодня новый вклад в оптимизацию роли современной этики. Учёные, философы и медики в своей жизни и творческой деятельности опираются на моральные учения Гиппократа, Галена, Цицерона, Авиценны, Бентама, Канта о нравственном долге специалиста и его ответственности за всё им сотворённое.

Характерной чертой всей древнегреческой, а позже и всей европейской философии и медицины было стремление к нравственному совершенствованию личности и поддержанию её физического здоровья, ставшее, по сути, культом. Центральной методологической проблемой становится проблема комплексного изучения здоровья человека: физического, психического, ментального. Медики всегда сходились в том, что человек одновременно принадлежит к естественно-природному миру и миру социально-культурному, подчиняясь как законам природы, так и внутренним позывам нравственности – «внутреннего закона во мне» (Кант). В начале ХХ века в научной медицине и клинической практике сформировался принцип целостного взгляда на человека, в разработку которого большой вклад внесли Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, И.И. Павлов и мн. др. Это всё и позволило создать концепцию доказательной медицины, смысл которой сводится к тому, чтобы все теоретические и практические действия медиков были направлены во благо человека: его здоровье и счастье.

Если медики вдруг забудут о своём профессиональном долге жить и действовать во благо человека, медицина может стать, чем угодно (анатомией, физиологией, биомедициной, микробиологией), но только не медициной в строго традиционном смысле её понимания. Медицина давно и прочно слилась с системой общечеловеческого морально-правового долга – компетентно и бескорыстно служить всем людям. Такие требования получили закрепления в деонтологии (греч. deontos - должное и logos - учение) или врачебной этике, где доктринально строго изложены все общественные требования к медицинским работникам. В переломные же моменты человеческой истории и культуры, связанные с низвержением кумиров и крахом моральных иллюзий, актуализируется философско-этическая мысль, нацеленная на поиск путей решения качественно новых жизненных смыслов, создание иных моральных и правовых ориентиров в судьбе отдельных людей и целых народов как сугубо гуманных ценностей.

Кризис этических идеалов способствует радикальной переоценке главных моральных и правовых устоев, так как бытие человека и человечества оказалось на переломе, когда распалась связь времен, а привычное существование людей стало драматическим, порой даже трагическим. Философская рефлексия именно в такие моменты обращается к высшим ценностным феноменам человеческой культуры с тем, чтобы обосновать новую систему моральных ориентиров, привлечь внимание людей к сохранению системы общечеловеческих ценностей. Индивидуальное понимание обновлённых идеалов в жизни – это предпосылка нравственного самосовершенствования, поскольку идеал, задавая высокую планку жизни и деятельности человеку, развивает его духовность. В истории человечества именно ориентация на моральные идеалы способствовала созданию программ будущего, т.е. организации потенциально возможных видов и форм творческой, созидательной жизнедеятельности людей, поиску новых идеалов социально-культурной жизни, совершению нравственных поступков, которые должны превратиться в эталоны поведения людей в будущих социальных общностях.

Чем динамичнее развивается общество, тем активнее и мудрее в нём вырабатываются инновационные идеалы жизни или проекты-образцы морально-нравственного поведения людей, обеспечивающие качественное изменение устоявшихся стереотипов и шаблонов социальной деятельности, способов осмысления и переживания нового мира человеком. Любое рассогласование складывающихся в обществе новых моральных идеалов и норм поведения, а также нравственных принципов личности, потребность в их постоянной смене, болезненно переживаются человеком, порой становясь тяжким бременем и испытанием для него, так как свидетельствуют о кризисном состоянии общества, о временной утрате нравственной перспективы. «Распалась связь времен», — так можно охарактеризовать вслед за Гамлетом подобное состояние современного российского общества и «страшное бытие» человека в нем. Глубокие изменения во всех областях жизнедеятельности нашего общества остро проявляются в духовной сфере. Например, в настоящее время в российском обществе все нагляднее проявляется индивидуализм, широко распространяется безответственность и цинизм. Это происходит из-за бездумной коммерциализации в разных видах деятельности людей, в том числе и духовной сфере.

И все-таки, как показывает история развития культуры, преодоление кризиса морали и нравственности неизбежно, поскольку большинство людей, несмотря ни на что, продолжает ориентироваться на простые общечеловеческие нормы поведения. Обновляются методы морали и нравственности, нацеленные на обеспечение норм социального поведения, соблюдения общего интереса в хаосе индивидуальных страстей и пороков, деградации отдельных индивидов. Во все переломные моменты в истории обостряется интерес к поведенческим идеалам и духовным ценностям человечества. А угроза и реальная опасность человечеству, способствуют обновлению норм морали. Идет активный поиск идеалов, ориентированных на диалог разных культур, плюрализм мнений, терпимость и многовариантность развития людей. Ныне возникла потребность в пересмотре доставшихся современникам в наследство морально-правовых доктринальных предписаний, формулировании их в инновационном содержательном виде.

Потребность в модификации моральных принципов и правовых норм стала особенно очевидной в ХХ-XXI вв., отмеченных изменениями в различных областях жизни и деятельности людей. Под воздействием новых жизненных обстоятельств они стали утрачивать индивидуальность, жертвуя своей свободой. Поэтому первостепенной задачей современных философов, ученых, медиков, педагогов и ряда других специалистов является создание всеобщей человеческой этики, утверждающей принципы морали до масштабов интереса мирового сообщества. Созидание высокогуманной планетарной этики учёных, медиков, как всеобщей профессиональной ответственности ныне становится важнейшей задачей гуманно мыслящего человечества. Люди сегодня не только ожидают от науки, новой техники и технологии пользу, их наивысших практических вложений в народные нужды, но и требуют, при этом, повышенной профессиональной и нравственной ответственности за внедрение в практику инновационных технологий.

Сегодня дети, как правило, воспитываются на компьютерных играх, и дружат по Интернету. Они живут в технологии. Они даже не в состоянии представить себе, как могли бы существовать без телевизоров, компьютеров и без телефонов. Главным знаком современного мира стала скорость. Сегодня люди желают тратить попусту время, например, на перелеты из Москвы до Хабаровска или Владивостока. Люди привыкли к высоким темпам жизни, искренне досадуя, когда, по их мнению, медленно грузится компьютер, или опаздывает поезд, самолёт и т.п. Все достижения науки, техники и технологии – это достояние человечества и его надо беречь. Но при этом не следует боготворить как науку, так и труд учёных. Сами учёные должны понимать и нести груз личной ответственности за свою научно-творческую деятельность. Актуальность осознания человечеством морально-правовой ответственности за деятельность учёных и специалистов объясняется, прежде всего, глубочайшим нравственно-правовым кризисом, поражающим все современное человечество и российское общество, в частности.

В мире и в нашей стране произошли радикальные изменения в образе жизни и в мыслях людей из-за достижений научно-технических и научно-технологических прорывов, возрастания проблем в политической и социально-экономической жизни. В связи с этим, к радикальным переменам в обществе у людей возникло неоднозначное отношение. Одни оценивают их как явно позитивный фактор, другие воспринимают их с тревогой. Но, к сожалению, многие не представляют, какой огромный интеллектуальный и нравственный потенциал людей не используется в целях управления всеми этими процессами. А его необходимо использовать, чтобы люди смогли осознано брать на себя ответственность за сохранение жизни, и особенно за сбережение здоровья и за то, что ими создается. Это рано или поздно должно случиться, поскольку в период реформаций, модернизаций и модификаций, переживаемых народом России в последние десятилетия, в жизнедеятельности людей изменилось многое, в том числе и система этических ценностей, которая определяла социально-культурное, социо-психологическое, интеллектуальное и моральное самочувствие общества.

Ныне заметно падает морально-правовой уровень общественного и индивидуального сознания и поведения. Обесцениваются общегражданские добродетели такие, как чувство товарищества и коллективизма, повышения трудолюбия и профессионализма. Взывает тревогу отсутствие нравственно ответственного отношения к своей работе, соблюдение принципов интернационализма и патриотизма и некоторые другие. Возник и целый ряд социальных патологий: коррупция, бандитизм, бродяжничество, сиротство детей, рост наркомании и алкоголизма, социально обусловленные болезни. Философски говоря, утрата прежних моральных и нравственных ценностей выявила малый запас волевой прочности людей, что выразилось в гражданском равнодушии, политической апатии и массовом бытовом озлоблении. В связи с этим сегодня назрела задача  воспитание в каждом человеке осознанного выбора достойного образа жизни и поведения, которые с наибольшей вероятностью обеспечивают его счастье и благополучие, а также способствуют благополучию окружающих людей.

С учётом названных жизненных условий, научных фактов и суждений необходимо значительно усовершенствовать все известные управленческие функции морали в гуманизации общественного поведения людей. А такими функциями ныне могут быть только общечеловеческие требования и нормы обновлённого гуманитарного кодекса в жизни и деятельности современной личности. Ключевыми компонентами такого кодекса должны быть:

- Живи и действуй в гармонии с природой и обществом;
- Веди здоровый образ жизни. Заботься о своём здоровье;
- Стремись к физическому, психическому и нравственному здоровью;
- Совершенствуй свой интеллект и углубляй знания;
- Учись мыслить свободно и критично;
- Живи и поступай в согласии со своей совестью;
- Храни свою честь и береги достоинство;
- Развивай в себе чувство уважения и любви к людям;
- Будь милосердным. Сочувствуй и помогай слабым и больным;
- Береги всё первозданное живое;
- Цени и сохраняй культурные ценности;
- Защищай окружающую природную среду;
- Старайся избавляться от вредных привычек и своих недостатков.

Решая эти общегуманные требования к каждой конкретной личности, в обществе будет укрепляться этико-правовой консенсус, отражающий интересы и потребности множества слоёв населения в ответственном поведении во имя поддержания здоровой и плодотворной жизнедеятельности людей на Земле.

Учение о нравственной ответственности

Нравственная ответственность – это не только категория философии, сколько этическое понятие, отражающее состояние социально-культурного и морального статуса личности в обществе (человечестве в целом), который указывает, прежде всего, на необходимость выполнения нравственного долга и правовых требований. Категория нравственной ответственности вбирает в себя ключевую философско-социологическую проблему соотношения способности и возможности человека выступать в качестве субъекта (творца) всех своих действий в обществе и более конкретные вопросы типа: способность личности сознательно (намеренно и добровольно) выполнять общественные требования и умело осуществлять стоящие перед ней повседневные задачи; совершать правильный моральный выбор; достигать позитивного результата, а также связанные с этим вопросы правоты или виновности индивида, возможности одобрения или осуждения его поступков, вознаграждения или наказания. Всё это сближает нравственную ответственность личности с её гражданской обязанностью. В современной этике, к сожалению, далеко не все деяния людей рассматриваются с позиций общественного интереса.

Развитие чувства нравственной и гражданской ответственности за результаты своей творческой жизнедеятельности должно стать заботой всех, кто каким-либо образом участвует в деле совершенствования общества, достижения гуманистического идеала в жизни и деятельности людей. К примеру, может показаться, что производство научных знаний вредно, так как они являются теоретической базисом современных научно-технологических разработок и определяют бытие последних, и что наука на правах их родителя несёт всю ответственность за появление технологических новшеств как положительных, так и отрицательных. Но это далеко не так. В философии, науке, технике, медицине, других сферах жизни людей, где модифицируются знания о мире и обществе, существует новое этическое учение – биоэтика. Её предметом является нравственно-правовое отношение ученых, медиков, всех других специалистов к знанию обо всём живом, что есть на Земле.

Интерес к проблеме нравственной ответственности личности напрямую сопряжён с осознанием проблемы современной жизни и её сохранения. Этот интерес возник ещё в античные времена, когда первые учёные и философы умозрительно пытались познать и понять происхождение биологических видов и человека. Например, сходную с идеей Дарвина, способ выживания наиболее приспособленных к выживанию особей, высказал Эмпедокл, живший в V веке до новой эры. Эта проблема жизни неоднократно обсуждалась на всех уровнях науки, медицины и философии, и ответы, в соответствии с существующими в них представлениями о жизни, были разными. К сожалению, и поныне современная наука, и медицина не могут дать убедительного ответа на вопрос, что такое жизнь. Ответы, конечно, есть, в том числе и приближающиеся к истине, но это скорее характеристики или отличительные признаки живого, описывающие ту или иную сторону бытия этого уникального земного феномена. А ведь понимание самой сущности жизни, её возникновения и эволюции определяет настоящее и будущее жизни на Земле выживания человечества как высшего вида всего живого.

Выживание человечества в XXI веке стало задачей сверх актуальной. Оно непосредственно зависит от того, сумеет ли оно обрести своё морально-ценностное самосознание прежде, чем индивидуалистический эгоизм и религиозно-фундаменталистский фанатизм людей смогут привести к гибели земную цивилизацию, а вместе с ней и саму жизнь на планете. В обыденно-практическом сознании людей существует понимание этой опасности, которое неотрывно от осознания ими ценностно-ориентационной ответственности за всё происходящее. Морально-ценностное отношение людей к миру и жизни на Земле, будучи осмыслением человеком смысла своего бытия в его духовном и практическом преобразовании мира, становится этико-правовой ориентацией в целостной практической жизнедеятельности: общественном поведении и научно-познавательной и творческо-преобразовательной работе. Сказанное в первую очередь означает, что формирование современного морально-правового сознания необходимо для осознания людьми ответственности за результаты своей творческо-преобразовательной деятельности, которая стало предметом специального внимания так называемой этики сохранения жизни на Земле и сбережения здоровья людей - биоэтики.

Бытующее ныне в обществе представление о биоэтике сохранения жизни на Земле носит нередко обывательский характер, который в большей или меньшей степени связан с эмоциональным настроем или некачественным воспитанием субъекта преобразования и поведения. Ориентация традиционной этики на достижение блага человека, во имя обеспечения счастливой жизни человека, его относительной свободы в жизни воспринимается чаще всего как естественная потребность личности, а не её обязанность. И в этом моральном сознании многих людей не ассоциируется с судьбой общества, а тем более - человечества. Однако человечество, борясь за своё существование и развитие, как бы прозревает, т.е. оно начинает понимать, что смертен не только каждый человеческий индивид, но и все человечество в целом тоже может погибнуть. Если учёные и медики, политики и социологи, воздействующие на изменение общественного сознания, не будет руководствоваться этическим принципом личной ответственности за сохранение жизни как таковой в своей исследовательской и преобразовательной деятельности, всё человечество может оказаться в трагическом положении.

Человечество сегодня стоит перед двумя возможными сценариями своего будущего состояния: трагического или оптимистического. Согласно первому, если следовать целям достижения наслаждения людьми, бездумно и порой безмерно используя феноменальные результаты научно-технического и технологического прогресса, то в итоге можно потерять все человеческие качества: разум, честь, совесть, достоинство и т.д. Противостоит же этому пессимистическому сценарию будущей безрадостной судьбы человечества жизнеутверждающая современная гуманистическая этика – биоэтика, которая взывает к разуму и совести всех творческих, созидающих лучшие условия для счастливой жизни людей. Они хорошо сознают, что многие общества погрязли уже в острых политических и экономических конфликтах, и что невежество и взаимное недоверие создают очаги социальной напряжённости, которые уже грозят людям и всему человечеству гибелью.

Только при этическом разрешении современных политических, экономических, национальных, религиозных конфликтов и других глобальных проблем в жизни, как каждого человека, так и всего человечества, сегодня на первый план следует выдвигать задачи нравственного воспитания гражданской, личной, персональной ответственности. Так, для современного ученого, врача, философа, социолога, политика, юриста и других специалистов, отвечающих за создание и сохранение здоровой творческо-созидательной ситуации в трудовом коллективе и обществе, а также в судьбе каждого индивида, важна ориентация на новые морально-правовые принципы в деле сохранения жизни на Земле и сбережения интеллектуально-нравственного здоровья людей и всего человечества в особенности. Для этого предстоит обеспечить на Земле доступность получения хорошего образования для всех людей нашей планеты, широко распространить идеи гуманизма и демократии, права человека и его ответственность за создание условий для здоровой и счастливой жизни.

Отношение к человеку как уникальному биологическому, духовному, социально-культурному живому существу становится особо приоритетной ценностью. Именно поэтому биоэтика требует от всех, кто так или иначе связан с жизненными процессами или модифицирует отдельные виды живых существ соблюдать нравственные и правовые идеалы и принципы. Это обстоятельство и объясняет истоки и причины её возникновения как интегральной науки именно в конце ХХ - начале XXI вв., когда стали реально ощущаться радикальные изменения по отношению к результатам преобразующей жизнедеятельности в науке в целом и в медицине, в частности. Современные исследователи природы особенно жизни уже не ставят под сомнение, этическую нейтральность естественной науки. Это обусловливает требование к ученым и специалистам осознано использовать идеалы и принципы гуманизма, ориентированного на отстаивание высших ценностей общественной и личной жизни человека.

Современные исследования в области получения дешёвой атомной энергии, сохранении первозданной экологии, использования методов генной инженерии и многих других инновационных средств обустройства жизни современных людей, не могут делать учёных и особенно медиков «этически безучастными», так как их результаты могут использоваться политиками или другими лицами совсем и е во благо человечества, а даже, к сожалению, во вред ему. Здесь уместно процитировать предупреждающие слова философа Р. Харре (род. 1927): «Исследовательская этика возводит всякого рода барьеры для процедур выявления предрасположенностей и способностей у людей и во все возрастающей степени у животных» (Харре Р. Конструктивизм  и основания знания. Вопросы философии. 2006. № 11. С. 98). Всепроникающий, всеобъемлющий характер этики как философского учения не только о морали и нравственности людей, но и о путях обеспечения здорового образа жизни, проявляется во всех сферах общественной жизни и деятельности людей.

В свое время выдающийся ученый-психолог и философ-гуманист Э. Фромм (19ОО-198О) в своей работе «Здоровое общество» в качестве главного принципа, определяющего степень здоровья общества использовал кантовский категорический императив: ни один человек не может являться средством для достижения целей другого, а всегда является целью сам по себе, в котором мы упоминали ранее. В здоровом обществе в центре внимания находится человек, который творит как духовные, так и материальные ценности, опираясь на свои естественные потребности. Здоровое общество в большей степени нуждается не только в человеке трудящемся, производящем буквально все, но и в человеке, исследующем мир и себя в нем. В соответствии с уникальным феноменом осознанного изучения и качественного преобразования мира человеком, последний должен быть в преобразовательном деле предельно осторожным. Он должен стремиться, как можно лучше познать предмет преобразования, умело владеть методами и средствами его преобразования или обновления.

Но этого сегодня мало, он должен быть также высоко нравственным, т.е. сознающим все возможные последствия научного исследования (особенно жизни) и производства всего нового. А это значит, что современный человек, будь то ученый, медик или любой другой специалист, имеющий какое-либо отношение к сохранению первозданной жизни, призван сознательно брать на себя личную ответственность за все, что сотворили и что они преобразуют. Поэтому современная философско-этическая мысль констатирует болезненную симптоматику в довольно многих формах и видах цивилизованного развития человечества, активной творческой жизни и деятельности людей. В обществе полностью не удовлетворялись интересы каждой личности. С этим трудно не согласиться, так как формирование гуманных общественных взаимосвязей и отношений практически недостижимо. По мере того как развивается наша цивилизация и вместе с ней человек, меняются многие планы и стратегии его действия. И зачастую их ход определяется адекватным видением реальности. Философско-этическая культура современных людей позволяет понимать, в чем же заключается высшее благо для каждого отдельного человека и человеческого общества в целом.

Реальное следование идеалам биоэтики; в частности принцип милосердия в социальной жизни, несомненно, весьма затруднительно и с психологической, и с практической точки зрения. Во-первых, милосердие может привести к неравенству и спровоцировать социальные конфликты, так как оказание помощи нуждающемуся ставит последнего в положение, которое может трактоваться как ущемляющее нравственное достоинство. Во-вторых, понимание собственного блага может отличаться от понимания благотворителя, в соответствии с чем непозволительно навязывание блага другому. В-третьих, само милосердие совершается в несовершенном, немилосердном мире. С точки зрения чисто нормативных правил, милосердие непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу насилием и любви к врагам. Несмотря на ригоризм, учение И. Канта звучит сегодня как предостережение современному человеку — нельзя уступать безнравственности, никогда и ни при каких обстоятельствах. Нельзя быть «этически нейтральным» при разрешении природных и социальных катаклизмов; выход не в отказе от долга, а в соединении его с любовью, совестью, доброжелательностью, ответственностью в поиске гуманистической планетарной этики во имя того, чтобы человечество сохранило себя и высокие нравственные ценности.

Мучительный поиск ответа на вопрос, поставленный С.Л. Франком (1877-1950) ещё в начале XX в.: «Что делать мне и другим, чтобы спасти мир и впервые оправдать свою жизнь?» — продолжается и сегодня. Более пятидесяти лет назад, 23 декабря 1954 г. знаменитый британский философ, логик, математик, лауреат Нобелевской премии Б. Рассел (1872-1970), который активно боролся за мир и запрещение ядерного оружия, используя свой огромный авторитет и публицистический талант, обратился к людям с заявлением о необходимости борьбы за сохранение жизни на Земле. Между тем, общечеловеческая культура, нравственность и гуманные представления о жизнедеятельности человека основываются на человеческой телесности с присущими ей возможностями.

В настоящее время чрезвычайно актуально отношение людей к жизни, в котором выражается новое понимание уникальности феномена жизни вообще. Видимо права Р.С.Карпинская (1928-1993) – биолог и философ науки, в своем категорическом утверждении о том, что сегодня «сохранение жизни на Земле, как человеческой, так и любой другой, все более осознается не только как социально-культурная, практически-политическая, но и как научная задача. Более того, сама проблема выживания всего живого на Земле заслуживает как никогда прежде самого пристального внимания и со стороны философии» (Карпинская Р.С. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. М., 1996. С. 15). Основы такого понимания и отношения к жизни вообще закладывает этика активной жизнедеятельности человека. Именно она, по сути, заставляет его задуматься над смыслом и ценностями своего существования. Именно она очерчивает для него основные контуры мира культуры, в который вписываются философия и наука, искусство и литература, история и медицина. Именно она говорит людям о том, что их честь, добро, красота и справедливость не менее важны для жизни и деятельности, чем истина.

Если специальные науки делают студентов специалистами, то этика и гуманитарные дисциплины формируют их личность – критично мыслящего и ответственного творца собственной жизни, гражданина своей страны. Человек же, не приобщённый к философии этического смысла жизни, оказывается не более чем роботом, действующим по вложенной кем-то в него программе и покорно подчиняющимся указаниям власти, рекламы и средств массовой информации. При жизни людей пугает не обречённость их на смерть, а бессмыслица жизни. А смысл жизни - это служение людям: не ты мне должен, а я тебе и всем! Академик медицины Ю.Л. Шевченко, обращаясь к студентам-медикам, проникновенно писал: «сегодня как никогда важно овладеть хотя бы основами философии, так как для медицины и ее служителей (именно служителей, а не медработников) овладение философией – вопрос формирования человеческого духа, это общечеловеческое образование и воспитание, в основе которых гуманизм, высокая нравственность, правдивость, честность и милосердие». (Философия медицины. Учебник. М., 2004. С. 10).

[ на страницу с темами ] [ на главную страницу ]