[ на страницу с темами ] [ на главную страницу ]
Зинаида Степановна Шеломенцева,
профессор Кубанского государственного университета
Философия природы и экология экономического сознания ХХI века
в свете христианской культуры
Природа – это ЛИКО БОГА,
Проявленности Ипостась…
«СКАЗ…»
Не то, что мните вы Природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев, 1836 г.
Всемирный Философский Форум, его тема и проблемное поле, охватывающее все стороны нашего Бытия, а также символ Форума – «Мыслитель» Родена вдохновили автора написать данную статью в культурологическом аспекте.
Начало XXI века… Мы живём в технократической цивилизации, когда наша душа зачастую молчит, а анархический ум «правит бал»...
Каждый человек задумывается над жизнью своей и над будущим детей своих, всего человечества, которые стали заложниками лукавого ума и научно-технического прогресса. Двадцатый век - век духовного невежества, век невиданных за всю историю человечества войн, истребивших миллионы человеческих жизней, век мифотворчества, богоборчества, упадка веры, рождающей смысл жизни человека, век отрицания вечности существования души в человеке. Ослепив народ постулатами счастливой жизни без БОГА, сильные мира сего создали культ вождей, культ науки, культ физического тела, «забыв» часть известной всем поговорки, чем изменили её основной смысл. Изначально она звучала так: «Здорово тело, когда здоров дух», что не каждому удается» (лат). Древние знали, как трудно обрести духовность, без которой, по меткому изречению Св. Иоанна Златоуста, «тел много, а не людей».
Красноречиво о состоянии человека в наш технократический век вещает Символ Форума – «Мыслитель» Огюста Родена, который говорил, что мыслить – значит страдать, значит спрашивать себя: Кто я? Откуда пришёл? Куда я иду? И какая у меня цель?.. Воистину: «Не хлебом единым будет жить человек…» (Ев. Лк 4:4).
В настоящее время и философы, и учёные выясняют первопричину полноценной Жизни, ИСТОК которой в Духе, в духовности. Это вынуждены признать и теисты и атеисты. Наука к этому уже подходит.
Высшая цель человеческой жизни – это Богопознание и сознание человека генетически закодировано на движении к НЕМУ и на пребывании в НЁМ, а «наибольшее зло для людей есть незнание БОГА», - так говорил великий философ древности Гермес Трисмегист (Кибалион. Изумрудная скрижаль Гермеса. М.;1993.), чему мы и являемся свидетелями.
Самая главная и первая непреложная ценность, которая должна находиться в ментальной сфере человека – это понимание наличия в Мироздании, в проявленной Вселенной – ВСЕВЫШНЕГО, СОЗДАТЕЛЯ всего СУЩЕГО. Вторая ценность в том, что сам человек есть Творение БОГА-ОТЦА. Третья ценность – путь духовного развития человека.
Издавна учителя России «сеяли разумное, доброе, Вечное» (Н.А. Некрасов). К сожалению, говорить и даже думать о Вечном запрещалось 70 лет. В «Толковом словаре» (1934г.) под ред. Д.Н. Ушакова, слово «духовность» было оставлено, но только с пометой как «устаревшее», вопреки его желанию, а позже и вообще «исчезло» из употребления и только через 50 лет снова появилось, но со значением мирским. В «Толковом словаре» В.И. Даля слово «дух» определяется как «…высшая искра Божества, ум и воля, или же стремленье к небесному... Дух выше души, а душа – это качества человека, совесть; душевный - нравственный, искренний, сердечный; задушевный - доброй души, милый, радушный, участливый человек».
В одном из словарей советского времени «духовность» определяется как высокие моральные качества человека. К сожалению, зачастую многие под духовностью подразумевают эрудированность, интеллектуальное развитие, пристрастие к театру, искусству, чтению и пр., но всё это не тождественно духовности.
Духовность - это, прежде всего, единый путь с БОГОМ-ОТЦОМ, ТВОРЦОМ всего СУЩЕГО (Преподобный Феодосий Кавказский), это гармония с окружающим миром, это великое «не навреди», это любовь ко всему СУЩЕМУ от малого до великого, это – экология сознания человека. Духовность облагораживает, освещает всё земное. Из духовности рождается нравственность, истинная мораль, но не на основе так называемых общечеловеческих ценностей, которые «позволяют себе изменяться» в разных исторических условиях в угоду сильным мира сего, а на основе « вечных ценностей», незыблемых и непреходящих.
В середине 90-х г.г. XX века в российском обществе активно обсуждался вопрос о русской идее. Россияне размышляли, каждый на свой лад, где же то главное звено в жизни, за которое можно вытащить всю цепь с решением экономических проблем в нашем обществе. И, как говорится, «новым» оказалась хорошо забытая древняя мудрость славян: «без БОГА - не до порога, а с БОГОМ - везде дорога». В этом изречении и заключена русская идея: духовность как фактор национальной безопасности России. В русской Православной культуре Солнцем Правды почитается Иисус Христос, который всем Сердцем Своим, всей Душою Своей любит БОГА-ОТЦА. Он сказал: «Я ЕСМЬ Путь, Истина и Жизнь». Следовать за Христом, подражать Ему, любить Его - вот в чём смысл «русской идеи» в настоящее время: Растленье душ и пустота, // Что гложет ум и сердце ноет, // Кто их излечит, кто прикроет?// Ты, риза чистая Христа! (Ф.Тютчев).
В России в годы безверия люди тянулись к Старцам. Мудрых провидцев, привыкших к жизни в уединении, посещали и монархи, и цари, представители всех сословий, которые с упованием шли к ним за советом и помощью в надежде обрести в душе мир и покой. Мы до сих пор слишком мало знаем о них. Так и в наше время, те, кто «духовной жаждою томим» (А.С. Пушкин, «Пророк»), посещают их, записывают их Откровения и напутствие нам: «Храните СВЕТ в вас и светите другим!» (Афонские Святые Старцы. В кн.: Великие Старцы двадцатого столетия. М.; Артос-Медиа, 2009). Святые Старцы, духовные искатели и подвижники, силой своего Духа вселяют в нас мужество и вдохновляют жить праведно, проявляя стойкость и смиренномудрие во всех жизненных ситуациях.
Как в минувшие времена, так и сейчас мы имеем возможность избавиться от страха, немощи, от бед и страданий, если сможем, руководствуясь мудростью веков, вплести эти простые, и в тоже время жизненно необходимые, советы Святых Старцев в свою повседневную жизнь, чтобы научиться жить, а не переживать.
Примечательно, что Россия начинает XXI век с осознания духовности как единого пути с БОГОМ. Понадобилось более 100 лет печального опыта нечеловеческих страданий через войны и революции, чтобы познать, почувствовать и постигнуть Божественную ИСТИНУ, принять, что первично сознание, а не материя, признать, что Дух и Материя Едины.
Проблему, что есть Культура и что есть Цивилизация, нужно решать, на наш взгляд, лишь только с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо культура есть явление Духа, действующее согласно закономерностям его энергетики. Общеизвестно, что всё энергийно в природе, поэтому духовная экология, экология сознания – это не благое пожелание и не выдумка идеалиста, а суровая необходимость для выживания всего СУЩЕГО на Земле.
К великому сожалению, слово «культура» с течением времени утратило своё первое и главное значение. Этимологически, по происхождению, оно восходит к санскриту, праязыку всех индоевропейских народов, и состоит из двух корней «культ» - почитание и «у-РА» - СВЕТ, ТВОРЕЦ, БОГ. В древнем Риме почитали как Бога императоров, поэтому и в словарях убрали сначала слово «Бог», а потом и «почитание» (Цицерон ввёл «воспитание души»), а в словарях советского периода убрали «души» и осталось - «воспитание», «обработка», «возделывание». История духовной жизни народов ярко отразилась в употреблении или не употреблении слова «культура» в первом значении. Филологическое обоснование слова «культура» позволяет определить смысл жизни: любить и почитать БОГА и ЕГО Творение, «светиться и светить», а также цель и задачи образования: «просвещаться и просвещать», чтобы в активный обиход снова вошли слова: светлый ум, светлый человек, светлая душа, светлые мысли, светоч, светильник разума, духовное просвещение.
В связи с этим нельзя не сказать и о необыкновенном русском (древнеславянском) «у-РА» (санскр. «РА»- БОГ-ТВОРЕЦ, СВЕТ), которое в истории нашей страны в невыносимых условиях ратного подвига всегда вдохновляло русских людей на защиту Отечества. Русское «ура» означает «с нами БОГ!». В годы Великой Отечественной войны запрещалось говорить о БОГЕ, но, душа, знающая БОГА, взывала «у-ра» - «с нами БОГ» … Не в этом ли Промысел БОЖИЙ, никогда не оставлявший Святую Русь?
Зачастую смешивают два понятия: культура и цивилизация. Культура – это, прежде всего, любовь к БОГУ, ЕГО Творению – природе и человеку. Ее великое древо, как говорили древние философы, питается неограниченным познаванием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным.
Наука и религия не могут находиться в конфронтации или в компромиссе. В настоящее время необходимо их созидающее взаимодействие и взаимообогащение. Великий сын России М.В. Ломоносов говорил, что Библию невозможно изучать циркулем, а математику с помощью Библии.
Русские учёные: К.Э. Циолковский, П.Я.Флоренский, А.Я. Чижевский, В.И Вернадский, А.Ф.Лосев и многие другие также не противопоставляли науку и религию. Новейшие исследования на стыке космологии, физики элементарных частиц, биологии, психологии и др. наук в конце ХХ в. приводят к осмыслению старой проблемы взаимодействия космоса и человека на новом уровне знаний.
В работах академика А. А. Логунова доказательно подтверждается мысль, что за пределами физического мира существует ещё более жестко организованный волновой мир – духовный мир, который правит физическим. Наукой, доказавшей существование тонких миров, стала нанотехнология. «Знание – сила», как сказал Ф.Бэкон. Накопленный современными учёными материал свидетельствует о космической природе феномена жизни, об интегральной природе человека. Расширить наше сознание – задача науки. Дать общую картину мира, картину Целостности БЫТИЯ, создав необходимый творческий синтез Книги Природы и Священного писания. Дух и Материя едины – одна из задач философии XXI века.
Философия, как известно, рассматривает не одну лишь совокупность БЫТИЯ, но и совокупность знания, так что при решении проблем, которые требуют к себе многостороннего подхода, можно надеяться на возрождение идеи единства знания в изучении общей картины мира. Родоначальниками философии природы (натурфилософии) были ионические философы. Значение ионийцев заключается не в решении проблем натурфилософии, а в их постановке. Воистину в этом случае справедливо изречение из Евангелия: «…один сеет, а другой жнёт… сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (Ин.4:37,38); «…жатвы много, а делателей мало»(Лк. 10:2,3). Так станем же делателями! Продолжая традиции ионийцев, нам жизненно необходимо не только видеть проблему, но и решать её через обретение экологии сознания, путём Преображения ума через осознание того, что «Природа – это ЛИКО БОГА, Проявленности ипостась… Природа являет Единый БОГА ОРГАНИЗМ; А не пришла ль пора припомнить Природы Суть, чтобы кончать Бесчинствовать у БОГА в Храме, Уничтожая всё и вся… Давно уже пора приспела, и коли до Природы дела тебе не будет, человек. Тогда твой краток жизни век. И был, и дале будет боле, Поскольку никому не след, БОЖЕСТВЕННОЙ перечить ВОЛЕ. Иль мало катастроф и бед В последни времена случилось? Начни же, внемля ВЫШНЮ МИЛОСТЬ, Себя из тлена Возрождать…(«А что такое есть Природа?» в кн. «СКАЗ о том, как жить: умом или Душой?», Краснодар, изд-во «Автограф», 2011).
Классическое определение «экологии» как науки о взаимодействии организмов со средой их обитания сохраняет свою силу, но на современном этапе оно трансформируется под влиянием общественного сознания. Выйдя из лона биологии, экология превратилась в разветвлённую область знаний, равноценную другим естественным наукам, вторгающуюся в сферу гуманитарных наук. В последнее время слово «экология» в прессе и в разговорной речи стало употребляться со значением «чистый» - экологичные продукты, экологичное место, экологичные материалы и т. д. Расширение значения слова «экология» в живой речи говорит о нравственных процессах в обществе, когда и сам человек, и окружающая его среда должны стать чистыми, экологичными – и это замечательно.
Неоспоримым и очевидным является тот факт, что сущность нашей эпохи определяется экономикой, и специалистам в этой области необходимо учитывать мировой опыт, но при этом иметь в виду не только специфику природных условий страны, но и своеобразие каждой национальной культуры. У России своя судьба, своё предназначение и незачем нам слепо копировать чужой путь, чужой опыт. Учиться, но не подражать - в этом мудрость правителей и народа.
Понимание духовного смысла материальной деятельности проявляется в том, чтобы разумно ограничивать себя принципом меры и соизмеримости, не забывая о Великом Законе Мироздания - Законе Причины и Следствия.
Социальное государство и государство экологическое вовсе не исключают друг друга. Важнейшей задачей любого государства является защита будущих поколений. Экологическая проблема, которая является отнюдь не национальной, а глобальной, может быть решена только тогда, когда нравственно экологическое поведение начнёт приносить коммерческим партнёрам прибыль. Необходимо создать не только социальную, но и экологическую рыночную экономику, экологически социальное рыночное хозяйство. Менеджер нового типа, опирающийся на духовные основы в своей профессиональной деятельности, станет действовать энергично и уверенно. Защищая права Природы, он будет прежде всего хранителем её, а не пользователем. Природа для него снова станет Храмом, а не мастерской, как определил своё бездушное отношение к Природе всем известный «герой» И.С. Тургенева в романе «Отцы и дети» Евгений Базаров. Великий русский писатель, всей душой любивший природу, удивительно точно предвосхитил разрушительную деятельность научно-технического прогресса и для природы, и для культуры. Если Природа, Творение ТВОРЦА, уже не Храм, а мастерская и человек в ней работник, что тогда можно ожидать от раба своих страстей, заблуждений, который думает только о сиюминутной прибыли?
Мы сейчас видим, что натворил человек-раб, а человек был призван быть со-Творцом ТВОРЦА, который доверил ему назвать весь окружающий его мир, но человек, призванный приумножить то, чем одарил его ОТЕЦ ВСЕМОГУЩИЙ, глух к стенаниям Матушки-Природы, Матушки-Земли… Он оглушён и ослеплён своими «достижениями» в научно-техническом прогрессе, не понимая, что это регресс, что Природу покорить нельзя: …в ней есть свобода, что без культуры нет и не может быть цивилизации. А чем мы за это время порадовали БОГА? Стали ли ЕГО со-Творцами?
Философия экологического кризиса должна определить средства и пути выхода из него через метафизику и антропологию, через научное понимание единства макрокосмоса и микрокосмоса, через изменение экосознания человека, которое не может не повлиять на создание экологической экономики. Если слово «экономика» (греч. яз.) обозначает «искусство ведения хозяйства», то вполне логичным и актуальным является определение «экологическая экономика». Данный термин широко употребляется в специальной литературе по экономике и экологии.
Нельзя забывать, что человек включен в саморазвивающиеся синергетические системы, которые характеризуются принципиальной открытостью и необратимостью процессов, и любое насильственное их переделывание может вызвать катастрофические последствия для него самого. Природа изначально свободна, её нельзя покорить, как думает человек. У ней свой язык, которым она говорит и защищается от человека ураганами, землетрясениями, тайфунами …
В настоящее время современная наука и техника осуществляют необходимый поворот к новым стратегиям перед лицом надвигающихся катастроф. Воистину: «…никто не вливает молодого вина в меха ветхие… никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерёт и к старой не подойдёт заплата от новой», - говорил Иисус Христос (Ев.Лк.5:37).
Никто сегодня уже не отрицает того, что экологический кризис является важнейшей политической проблемой, и, на первый взгляд, можно спросить, но при чём здесь философия? Тема Всемирного Философского Форума даёт чёткий ответ на этот вопрос. Изучению философии экологического кризиса должны способствовать самые различные философские дисциплины.
О духовно – исторических основаниях нынешнего экологического кризиса, в преодолении которого должны внести свою лепту и философы, говорит известный зарубежный философ нашего времени, признанный авторитет в области философии вопросов экологии В. Хёсле, который в 1990г. прочитал цикл лекций в Институте Философии РАН: «Достоинство человека выражается в том, как заметили древние философы, что он несёт в себе нечто трансцендирующее (искру Божию). Вот почему возможная гибель человечества касается вовсе не только человека. Коллективное родовое самоубийство, за которое человек несёт ответственность, обернётся не одной лишь природной катастрофой, но и таким кощунством по отношению к Абсолюту, в сравнении с которым всё случившееся до сих пор, в том числе и немало поистине ужасных деяний, отступит на второй план… Сама возможность такого кощунства заставляет нас по - новому взглянуть и на сущность человека, и на Сущность Абсолюта, себя человеку доверившего… Наша планета представляет из себя ныне неразделённое единство природных и духовных элементов, поэтому угроза существованию нашего земного дома связана и с разрушением дома идеального (вся совокупность БЫТИЯ)… Только восстановление идеального здания, т.е. возвращение в метафизическую родину, поможет нам, людям технической цивилизации, жить долго в нашем планетарном доме, - пишет В. Хёсле… Отрицание Воли Вселенной, как Воли Творца – Абсолюта, может в очередной раз привести к гибели цивилизации. Возможная гибель человечества касается не только человечества, но и является непростительным кощунством по отношению к Абсолюту.
Если удастся создать экологически социальную рыночную экономику, то она будет означать такой же огромный прогресс по отношению к социальной рыночной экономике, каким она сама являлась в сравнении с либеральной экономикой XIX века» (В.Хёсле. Философия и экология. М., 1994, с.4,6,124).
Задача современной интеллигенции - философски подойти ко всем достижениям науки и техники, и творчески, профессионально грамотно, исходя из создавшихся условий Бытия, проанализировать концепции устойчивого экономического развития XХ века, чтобы в XXI веке создать все духовно – материальные условия для развития экологической экономики.
Вместо послесловия
Духовная экология – суровая необходимость для выживания всего сущего на Земле.
Человечеству, т.е. каждому человеку в отдельности, жизненно важно принести своё покаяние БОГУ за всё содеянное человеком на Земле: мыслью, словом и делом. Природа-Матушка, Земля-Матушка вопиют к БОГУ… Неужели мы останемся глухими, хотя гром уже гремит через природные катаклизмы, а мы всё думаем… креститься нам или нет, авось пронесёт, и если каяться, то за что, ГОСПОДИ, забывая, что пред Святостью мы все грешны…
Духовность человека, прежде всего, проявляется через его искусство творить взаимоотношения с БОГОМ, с самим собой (возлюби себя и ближнего как самого себя), с окружающим миром по ЗАКОНАМ ТВОРЦА как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Жизнь и творчество Огюста Родена, человека глубоко верующего, красноречиво говорят о том, что философия для него действительно стала и изучением, и образом жизни, проявленной как Великое со-Творчество с ВСЕВЫШНИМ под Благословляющей ДЕСНИЦЕЙ ЕГО. Скульптура «Десница БОЖЬЯ» стала олицетворением смысла жизни Человека – стать со-ТВОРЦОМ, живя по чести и совести.
Первое. Наиглавнейшее с чего надо начинать - это с экологии слова, в котором проявляется экология сознания каждого человека. Слово – это духовный камертон культуры человека.
«В начале было СЛОВО, и СЛОВО было у БОГА, и СЛОВО было БОГ…» (Ин. 1:1), которое в наше атеистическое время в лучшем случае писалось с маленькой буквы, а зачастую выбрасывалось вообще из текстов или заменялось цензорами на другие. Можно было заменить многие слова, но Дух Православия наша классическая литература, СЛАВА БОГУ, сохранила. Сохранилось и главное слово нашей жизни – «спасибо», которое искони означало «спаси тебя БОГ». «Спаси-БО» - это была охранная грамота для души народа. Так через язык, через СЛОВО ЕГО, БОГ-ОТЕЦ сокровенно охраняет народ от полного уничтожения. Исторический опыт подтверждает, что нужно как можно бережнее обращаться с этим ДАРОМ БОЖИИМ. ДАР СЛОВА принадлежит к Высшим Дарам. СЛОВОМ мир сотворен и стоит. Человек, созданный по образу БОГА, обладает властью приводить в движение ту силу, которая заключена в каждом слове. Сквернословие - отрицательная вибрация, проявляющаяся в разрушительной психической энергии, и, как установили учёные, влияет на генофонд не только данного человека, но и на весь род его. Воистину «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется» ( Ф. Тютчев).
Второе. В наше бурное время мир как никогда нуждается в духовно зрелых, доброжелательных и твёрдых руководителях, в таком стиле руководства, который был бы прагматичным и одновременно духовным. Мудрые, любящие свой народ руководители, способны положить начало новой эре в истории человечества, эре высшего сознания (Джон Фейворс. Лидер новой эпохи. Метафизический взгляд на проблемы руководства. М., 2000г.).
Третье. На современного лидера возложена задача осуществить слияние древней сокровищницы духовной мудрости с последними достижениями науки и техники, не только открывающими новые возможности цивилизации, но и доказывающие присутствие БОГА во Вселенной и в человека.
Четвёртое. Тяжела ноша лидера в разрешении межрелигиозных конфликтов. Религиозные чувства являются наиболее сильными из всех эмоций, которые только известны человечеству. Религиозный фанатизм не отражает главный постулат всех религий мира, что БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ. Любовь к БОГУ и к ближнему – вот что должен проявить в своей истинной вере человек. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно Высшим нравственным ценностям, предложенных человечеству в Священных писаниях всего мира, имеющих единое духовное ядро, которое было воспринято различными народами и проявилось в разнообразных формах в зависимости от специфики их образного мышления, быта, обычаев, исторических условий.
Мы живем в удивительное и трудное время – время переоценки ценностей, время болезненных перемен в общественной жизни, время мучительных поисков духовных ориентиров, время утверждения утраченного в значительной мере национального самосознания. Очевидно, что при нашей отчуждённости от Природы, в повседневных нуждах, наше сознание остаётся глухо к важнейшим вопросам БЫТИЯ.
Так в чём же может проявиться инновационное сознание в сложившейся ситуации? Ответ, на наш взгляд, один – в энтузиазме, но в его изначальном значении (греч. «en Theos» – в Боге , «Theos en» - Бог во мне, в моей душе).
Энтузиазм – это древняя концепция, которую исповедовали не только греки. Проявлять энтузиазм – значит чувствовать Божественное в себе, испытывать счастье, зная, что мы представляем собой нечто большее, чем наше тело. Энтузиазм – это нечто внутреннее, исходящее из глубины души, это петь в душе, молча молиться, любоваться Природой, сливаясь с ней, а значит, с её ТВОРЦОМ, проявляя Всеединство.
Так постигнем же ИСТИНУ. Она сделает нас свободными от рабства непросвещённого и лукавого ума, - и тогда выпрямится Роденовский «Мыслитель», и тогда выпрямимся и мы…
Пятое. Во всех учебных заведениях необходимо «пропитать» учебные программы читаемых курсов «экологическим просвещением». Воспитание экологического сознания должно основываться на совершенствовании духовных качеств каждой личности через осознание Всеединства и сострадание ко всему СУЩЕМУ, через любовь, красоту, совесть и добро, используя все виды духовной культуры человечества: язык и литературу, науку, искусство, музыку и др.
В настоящее время в обществе формируется новое мышление, в котором забота, прежде всего, об экологии сознания, играет ведущую роль, приближая нас к осмысленному существованию для сохранения жизни на Матушке-Земле:
Ступи же, Человек, на сей Великий Путь,
Дарующий тебе из праха Воскрешенье,
Во Счастье и Любви Единой Возрожденье,
Которых ты всегда собой являешь Суть.
«СКАЗ о том, как жить: умом или Душой?»