[ на страницу с темами ] [ на главную страницу ]

Гудрат Сейфи - PhD, академик РАЕН

Олеся Строева - PhD

Философия XXI века: диалог культур

“Философия – это культура духа”. - Цицерон

Rezvanolla Seyfullaev

Бертран Рассел, определяя место филососфии в системе общечеловеческих ценностей, в «Истории западной философии» отвел ей «ничейную землю» между наукой и религией. Нам представляется, что Б. Расселом здесь поставлена фундаментальная проблема о соотношении знания и веры, науки и мудрости. Философия, как видим, занимает «срединное положение» между ними. Отсюда и вытекает «вечная проблема» о смысле и назначении философии, которая постоянно волновала лучшие умы во всей истории человечества. Особое звучание она приобрела в наш сложный и противоречивый век, когда миру угрожает реальная опасность самоуничтожения, Вселенская катастрофа.
Человечество в XXI веке мучительно ищет ответы на вечные и жизненно важные вопросы своего разумного существования, в поэтической форме выраженные Омаром Хайямом в XI веке:
Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим? В чем смысл бытия? Он нам непостижим...
Как бы ответом на эти вопросы звучит оптимистический призыв французского поэта Поля Валери:
Не уставай искать ответа на то, на что ответа нет. В неотвечаемости этой уже содержится ответ.
Философия призвана в силу своего духовного назначения – «любви к мудрости» - находить ответы на вечные вопросы мироздания и смысла человеческого пребывания в нем. Видимо, не случайно, древние греки (Пифагор, Сократ, Платон и др.), обнаружив «Мудрость Востока» породили «Философию Запада» в форме любви Запада к мудрости Востока. С тех пор и зародился культурный диалог между Востоком и Западом.
В индийской философии вводится понятие «даршака» - видение истины как синоним философской мудрости. В истории диалога между аль-Газали, восточным суфием, и ибн-Сина (Авиценной) известно их взаимное признание, когда первый говорил, что ибн-Сина «знает, то что видит», а второй отвечал, что Газали «видит то, что он знает». В этом диалоге нашло отражение единство и различие мудрости и знания, Веры и Разума.
Прав Сократ, подчёркивая великое назначение филососфии быть «повивальной бабкой» в сложном процессе рождения Мысли. Фрэнсис Бэкон, подчеркивая главную задачу философии – «учить думать», в то же время, остерегал ее «быть назидательной». Сократовские идеи о смысле и назначении философии были обобщены и развиты И. Кантом в «Метафизике нравов», где основная роль философии выражается в «родовспоможении мысли». В истории философии как бы мощным аккордом звучат умозаключения Гегеля: «Философия- это эпоха, схваченная в мысли»; и вывод Карла Маркса: «философия – это духовная квинтэссенция эпохи».
Всё вышеприведённое вновь и вновь подтверждает актуальность проблемы, обсуждаемой на Афинском Форуме. Наши рассуждения на заданную тему – попытка осмыслить эту проблему и высказать некоторые соображения, надеясь на их восприятие на столь представительном конгрессе.
Особое звучание сегодня приобретают поиски ответов на такие вопросы как: каково будущее человечества? Какова роль науки в прогнозировании будущего? Возможен ли диалог между наукой и религией в XXI веке? Какова философия будущего? и т.д.
Эти вопросы будоражили умы учёных, философов и теологов в прошлом. Но особую остроту они приобрели в наше время. Известно, что на конкурсе на тему «В чём мудрость Сократа», первая премия была присуждена за ответ: «Мудрость Сократа состояла в том, что он не думал о том, о чём он знал, что ничего не знает». Как видим, в этом ответе опять же на первый план ставится проблема соотношения знания и мудрости. Решить эту проблему должна философия Будущего. Если предположить, что знание – это сила Духа, а философия – это культура Духа, то Единство Силы (Воли) и Культуры или Науки и Философии и есть Мудрость.
В этом движении от науки к мудрости роль двигателя выполняет филососфия посредством любви к мудрости. Декартово «cogito ergo sum» - «мыслю, следовательно существую», Галилеево «Бог создал мир математическим пером» - и есть поиск ответа на вопрос о смысле философии и ее назначении в решении вопроса об отношении человека к миру, о возможностях и ограничениях познания им природы и самого себя. Как важно помнить пророчество Конфуция: «В обществе, где теряют смысл слова, теряется и свобода человека».
Согласно Цицерону, философия является «учительницей жизни, изобретательницей законов, побудительницей ко всякой добродетели». Прав Сенека, определяющий философию, как «историю и искусство правильного образа жизни».
Философия должна формировать Культуру диалога между Наукой и Религией в поисках Истины. На протяжении все истории философия озаряла путь Будущего. В XXI веке философия стала символом самосознания нового человека и его уверенности в возрождении высшей духовности и преодолении духовного кризиса, в котором оказалось человечество на рубеже веков.
В этом заключается призыв персидского поэта Саади, золотыми буквами отчеканенный на фронтоне здания ООН:
Все племя Адамово – тело одно, из праха единого сотворено. Коль тела одна только ранена часть, то телу всему в трепетание впасть. Над горем людским ты не плакал вовек, так скажут ли люди, что ты Человек.
Только совместными усилиями мы сможем построить великое здание Единства, Мира и Согласия на Земле. Таким должен стать мир в XXI веке. Философский Конгресс – один из этапов в этом усилии.

[ на страницу с темами ] [ на главную страницу ]