[ на страницу с темами ] [ на главную страницу ]
Осипов Юрий Митрофанович - кандидат химических наук,
директор Кинешемского филиала Московского Государственного индустриального университета,
член Ивановского отделения Всемирного Философского Форума в гор. Кинешма
Слово о концепции мудролюбия
Часто ли человек задает себе и окружающим вопросы: в чем причина неурядиц, преследующих человечество? Почему бывает неуютно в доме, в семье, да и на всем Земном шаре большинству людей сегодня очень некомфортно? Неужели трудно жить в мире и согласии со всеми? Неужели недостаточно написано об этом в древних и современных книгах? Разобраться во всех этих проблемах человеку может помочь, по-видимому, только Мудрость.
Но что есть Мудрость? Рождается ли человек мудрым? Если нет, то, когда и как приобретает он это качество в течение жизни? Достаточно ли мудр человек сегодня, станет ли он мудрее в будущем? На первый взгляд, это простые вопросы, но…оказывается, что эти вопросы легче задавать, чем отвечать на них!
Одним из немногих современных профессиональных философов, занимающихся этой проблемой человечества – «быть мудрым» – является Зорин Виславий Иванович, доктор философских наук, действительный член Академии гуманитарных наук Казахстана, профессор философии кафедры гуманитарных и социальных наук Филиала Московского государственного индустриального университета в г. Кинешме. Он является одним из создателей нового направления в философии – софиогонии. Софиогония – это учение, возрождающее любомудрие или как определяет его в своем Словаре живого великорусского языка В.И. Даль, это философия личностного достижения человеком мудрости. Виславий Иванович - человек евразийской культуры, точнее ее двух разновидностей – русской и казахской. Это действительно так. Он родился в 1932 г. в России, в деревне Караул Даровского района Кировской области. В 1947 году с родителями переехал в Казахстан, где в 1954 году в г. Алматы окончил философский факультет КазГУ им. Аль Фараби. После окончания университета учительствовал на целинных землях Казахстана.
С 1962 по 2002 годы преподавал в Казахском агротехническом университете им. С. Сейфуллина (г. Астана), где прошел все вузовские ступени. Защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертации. Докторскую диссертацию защищал в 1977 году в Москве на философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова. Диссертация была посвящена философско-социальным проблемам биотехнической революции в сельском хозяйстве - одному из аспектов глобальной информационно-биотехнологической революции. Первым оппонентом на защите был выдающийся философ России, академик Фролов Иван Тимофеевич.
Статьи по биотехнической и другим проблемам информационно-биотехнологической революции были опубликованы как в отечественной печати так и за рубежом: в Польше, Швеции, Мексике, Финляндии, Германии, а также в Москве, Ленинграде, Алматы, Киеве, Кишиневе, Свердловске, Ташкенте, Новосибирске, Целинограде, Уфе и т.д. Около десяти статей были опубликованы в «Вопросах философии», в «Философских науках» и других союзных гуманитарных журналах. В сельскохозяйственном вузе имел философскую аспирантуру, подготовил 11 кандидатов и одного доктора наук. Семнадцать лет заведовал кафедрой философии. Научных публикаций, включая 14 монографий и первый в истории Казахстана Толковый философский словарь «Евразийская мудрость от А до Я», а также четыре брошюры, более двухсот. В 1996 г. был избран действительным членом Академии гуманитарных наук Казахстана.
В 2003 году Зорин В.И. вернулся в Россию в г. Кинешму Ивановской области, где работает в филиале Московского государственного индустриального университета профессором философии. Здесь уже девять лет продолжает деятельность, им возглавляемая, единственная в России Общественная Академия Мудролюбия.
В середине 80-х годов, еще в Казахстане, научный интерес Зорина В.И. переключается на изучение проблем творческого мышления, мудрости и духовного потенциала человека. Для реализации этих целей 26 февраля 1986 были созданы Акмолинский философский клуб «Мыслитель», а при нем Академия Мудрости. Важным аспектом работы Академии Мудрости, кроме регулярного ежемесячного обсуждения актуальных духовных проблем личности, проведения в 12 школах и одном вузе Астаны экспериментального учебного курса «Уроки мудрости», подготовки учебных пособий к нему, стало проведение научных конференций и симпозиумов. С 1988 по 2010 годы Академией организуются четыре Всесоюзных, столько же Международных с обязательным изданием к ним материалов, а позднее еще четырех Международных интернет-конференций. Советом Академии под руководством Зорина В.И. были написаны и изданы двадцать семь книг по актуальным проблемам духовного и социального развития человека и общества (около 500 п.л.)!
В процессе философских научных исследований Зорин В.И. создает новое направление в русской и мировой философии - софиогонию. Она представляет собой учение о природе мудрости, путях ее познания, а, главное, о способах укоренения мудрости в повседневной человеческой жизни. Но в процессе становления и эволюции софиогонии, как утверждает автор, ему стало ясно, что одна философия на ментальном (умственном) уровне знания не в состоянии решить задачу достижения человеком мудрости, даже с помощью других гуманитарных наук и искусства. Для этого необходимо человеку овладение духовным уровнем познания, переход его сознания из физической реальности в духовную, а потому, по мнению автора, нужен тесный союз и гармония философии с христианской религией, особенно с православным мировоззрением, естественными и гуманитарными науками и искусством. Нужен обязательный переход на духовный уровень познания, который оказывается, при желании человека, вполне доступен. Об этом говорят работы студентов нашего филиала, представленные в интернете в рубрике сайта Академии «Ум хорошо, а мудрость лучше». Если говорить о студенчестве в целом, то справедливости ради надо отметить, что оно неоднозначно относится к такому направлению: кто-то воспринимает в целом, кто-то не разделяет взгляды полностью, кому-то надо объяснять детали и подробности. Конференция проводится после того, как студенты младших курсов прослушали соответствующий элективный курс.
С 1992 по 2006 гг. В.И. Зориным только по философии любомудрия (софиогонии) были написаны и опубликованы (некоторые из них в соавторстве) следующие книги: «Мудрость». Материалы Международной научной конференции «Мудрость как общечеловеческая ценность», Акмола, 1992; «Мудрость - любовь моя», учебное пособие к экспериментальному курсу «Уроки мудрости». Целиноград, 1996; «Пути восхождения к мудрости». Хрестоматия-антология к экспериментальному курсу «Уроки мудрости». Рук. авторск. коллектива В.И Зорин, Целиноград, 1997; «Стань мудрым, богатым и счастливым». Пособие для спецкурсов по достижению мудрости. Астана, 1998; «Введение в евразийскую философию». Астана, 2001, С. 248; Философский толковый словарь «Евразийская мудрость от А до Я», о котором уже говорилось выше; «Диалоги о мудрости». Астана, 2005, С. 108; «Жизнь как проявление мудрости». Изд-во «Новая Ивановская газета», 2006, С. 256; «Ренессанс мудрости». Астана, Казахстан, 2006, С. 304; «Софиогония: кто ты Человек?», Иваново, Изд-во «Референт», 2009, С. 197
В 2006 году профессором Зориным В.И. создан и запущен в интернет Международный проект электронной конференции «Философия третьего тысячелетия как личностная форма достижения мудрости». За эти годы их проведено четыре. На них были присланы материалы из многих стран, главным образом из России, а также из США, Индии, Германии, Болгарии, Казахстана, Украины, Беларуси, Азербайджана, Эстонии, Узбекистана и других. Сформирована Итоговая элнектронная книга 5-ти конференций, в которой размещены около 200 статей с анализом самых разных аспектов возрождения любомудрия. Несколько материалов, исходя из авторской концепции реанимации философии достижения мудрости, были взяты из книг, выложенных на ресурсах Интернета.
За вклад в развитие философии профессор Зорин В.И. внесен в электронную энциклопедию «Ученые России» www.famous-scientists.ru/562, а также в книгу «Честь и достоинство. Кто есть кто в Ивановской области», 2006, стр. 129-130. Таков эскизный портрет и неполные заслуги автора в становлении русского любомудрия, которое он сейчас именует софиогонией и выделяет в ней пока следующие структурные части: 1) Мудрость как субстанция Вселенной и ее лики? 2) Человек – познай свою природу и измени себя; 3) Что есть Соборная Мудрость как метод постижения реальности и результат синтеза познания мудрости при воссоздании единства ее содержания из элементов философии, науки, религии и искусства; 4) Что есть духовность? Каковы пути и лествица исцеления, а также духовного преображения человека и общества; 5) Народность» как национальная идея и матрица сохранения единства поступательной эволюции народов России; 6) Основные направления перехода от ноосферы к софиосфере; 7) Главные тенденции становления русской цивилизации мудрости.
Уважаемый читатель! Если Вы захотите узнать больше о софиогонии, посетите сайт Кинешемской Академии Мудролюбия http://www.sofiogonia.ru, или напишите ее президенту по электронному адресу vislavii@gmail.com