[ на страницу с темами ] [ на главную страницу ]

Иван Богдан - к.э.н., профессор, Москва

Интеллектуалам мира следует сплотиться
на системную работу по решению проблем человечества

Наиболее ценным конструктивным достижением предстоящего Форума могло бы стать нахождение путей решения назревших проблем, стоящих перед человечеством. Как минимум Форум должен приступить к правильной организации деятельности в этом направлении. Для чего, в свою очередь, важно с самого начала не ошибиться с определением верных векторов этого процесса.
Формальная логика мышления не может не вывести в этой связи на институт государства. Однако подобный путь к намеченной цели представляется если ни тупиковым, то отнюдь не самым близким и быстрым.
В самом деле, казалось бы, масштаб проблем столь значителен, что требует соразмерных форм организации их решения. И поскольку человечество до сих пор в качестве самой крупной формы самоорганизации своей деятельности выдвинуло как раз институт государства и сопутствующих ему межгосударственных объединений, выглядит вполне естественным, что именно они лучше всего подходят для того, чтобы заниматься проблемами всего человечества.
Однако именно здесь мы оказываемся в своего рода поворотном пункте, где во весь рост встает принципиально важный вопрос: можно или нет отдать проблемы человечества всецело на откуп государству?
Представляется, что все-таки нет. По аналогии с крылатым выражением Жоржа Клемансо о том, что «Война – это слишком важное дело, чтобы доверять ее военным», уместно было бы сказать, что проблемы человечества представляют собой слишком важное дело, чтобы доверять их государству
Разумеется, было бы недопустимой крайностью попытаться вообще обойтись в этом деле без государства (тем более что и сами государства так или иначе уже вовлечены в этот процесс). Но столь же недопустимой выглядит и противоположная ситуация, чтобы глобальными проблемами человечества занимались практически исключительно государства.
Тем не менее, нынешнее положение вещей сложилось с большим перекосом в сторону второго из перечисленных вариантов. У гражданского общества в мире есть безусловные заслуги в борьбе с загрязнением окружающей среды, массовым голодом и эпидемиями. Но в общем и целом негосударственные акции общечеловеческой, глобальной направленности единичны и слабосильны. Они страдают разрозненностью и плохой скоординированностью.
Однако и соответствующие достижения государств мира выглядят еще менее впечатляющими соразмерно их гораздо более значительным потенциальным возможностям. Не вдаваясь в анализ причин этого (что заслуживает самостоятельного отдельного разговора), достаточно ограничиться констатацией того очевидного факта, что абсолютное господство и суверенный произвол в современном мире института государства так и не стали панацеей для избавления человечества от всех его нынешних бед. Так или иначе, но институт государства явно не справляется с монопольной ролью позитивного вершителя судеб человечества.
Альтернативой выглядит своего рода «золотая середина». В рамках нее государству уготована своя по-прежнему важная, но все же более умеренная роль в решении глобальных проблем.
Зато было бы вполне естественно, чтобы решением проблем человечества занималось именно само человечество. Но как раз этого сейчас практически и не происходит.
Объективная первопричина такого положения вещей в том, что человечество еще не претерпело процесс своей институтизации. Человечество – это уже категория, но отнюдь еще не институт. И если у современного государства как зрелого общественного института имеются потенциальные возможности действовать в интересах человечества, но недостает такой внутренней потребности в силу соответствующей природы самой этой категории, то у человечества, напротив, подобная потребность безусловно есть, но зато явно недостает возможностей.
Существуют два возможных пути разрешения этого противоречия.
Первый путь: добиться того, чтобы государство возвысились до осознания необходимости действовать в интересах всего человечества, Но тогда они должны преодолеть свою более узкую и ограниченную категориальную сущность. Объективные мировые процессы идут именно в этом направлении, но весьма болезненно и трудно. Что не исключает, однако, принципиальной возможности некоторым образом содействовать позитивному перерождению, осовременивнию института государства в указанном смысле.
Путь второй: придать институциональность категории человечества. Тогда человечество сможет само обеспечить защиту собственных интересов. Привнесение необходимого организационного начала и оформление человечества в глобальный социальный институт только и способны мобилизовать и реализовать лежащий пока втуне громадный внутренний потенциал человечества по самоспасению.
Как на первом, так и на втором из этих путей особо конструктивную ключевую роль могла бы сыграть интеллектуальная элита мира.
Именно она (и только она) способна быть концентрированным выразителем и представителем интересов человечества вообще, человечества в целом, потенциально объединенного человечества, Правда, и самой интеллектуальной элите необходимо для полноценного выполнения этой миссии в достаточной мере освободиться от своих частных национально-государственных пут.
Современная ситуация создает для этого необходимые предпосылки.
Так, объективной исторической основой в этой связи должен служить протекающий во всем мире современный процесс глобализации. Пока особенно динамична и заметна мирохозяйственная сторона глобализации. Но у глобализации имеется и несомненный гуманитарный аспект. Собственно говоря, уже сам по себе наш Форум как раз и является одним из внешних проявлений этой гуманитарной составляющей глобализации. Однако она, эта составляющая, заслуживает гораздо более пристального и глубокого научного интереса, с тем чтобы до конца выявить (а еще лучше – постараться нарастить и направить в нужное русло) все ее возможности для использования в интересах всего человечества.
Техническая же сторона дела обеспечивается, в тесной увязке с глобализацией, всемирной компьютеризацией, Интернетизацией и информационной революцией. На этой основе уже фактически сформировалось виртуальное интеллектуальное сообщество индивидуумов всей планеты, главными законами жизнедеятельности которого все отчетливее становятся свобода самовыражения, простор для творчества, независимость суждений, интернационализм интересов, подлинный гуманизм – как раз все то, чего недостает официальной власти и официальной науке.
Это и есть тот самый дополнительный творческий ресурс, вызревший внутри самого человечества, который дает ему весомый новый шанс на самоспасение.
Реализация этого шанса видится прежде всего через разработку программы действий в виде, скажем, Концепции развития человечества. Этот документ призван формализовать не столько даже нынешние беды человечества и тенденции их развития, а главным образом пути решения глобальных проблем.
Концепция должна стать результатом коллективной мысли интеллектуалов всего мира.
Человечество не обречено до тех пор, пока способно выдвинуть из своей среды тех достойных своих представителей, которые с полным осознанием своей личной ответственности за судьбы всех людей планеты и ощущением в себе соответствующего творческого потенциала готовы трудиться на этом поприще даже бескорыстно, без материального вознаграждения.
Собственно же Концепция должна строиться на следующих основных принципах ее разработки.
Во-1-х, жизненность и работоспособность. В том числе именно здесь вновь возникает вопрос об участии государстве. Разумеется, Концепция не вправе игнорировать и должна учесть и этот институт. Но при этом Концепция призвана показать способы того, как инициировать каждое отдельное государство на максимально активную позитивную работу в интересах всего человечества, чтобы правильно распорядиться совокупным национальным богатством планеты.
Во-2-х, системность и комплексность. Концепция должна обеспечивать общий подход ко всем проблемам, с пониманием их приоритетности, соподчиненности и взаимозависимости, с тем чтобы разработать именно с этих позиций целостную совокупность соответствующих мер.
В-3-х, эффективность и самоокупаемость. Разумеется, в конечном счете самым главным эффектом будет само будущее выживание и совершенствование жизни человечества. Но на пути к этой перспективе желательно и даже необходимо добиваться текущей сбалансированности затрат ресурсов на мероприятия и полезной отдачи от них для компенсации и даже приумножения этих ресурсов.
В-4-х, гибкость и маневренность. Концепция должна достаточно легко поддаваться трансформированию и совершенствованию в зависимости от дальнейшего развития событий, особенно трудно предсказуемых. Нельзя исключить и того, что самим авторам Концепции придется по ходу дела уточнять и даже пересматривать некоторые свои взгляды, и надо, чтобы это можно было делать без ущерба для главного, принципиального содержания документа.
В-5-х, способность противостояния рискам. В Концепции должны быть заложены механизмы управления как потенциально возможными, так и непредвиденными угрозами. Особенно важным представляется умение правильного и своевременного прогнозирования рисков. Необходимость этого приобрела еще большую актуальность в свете природных катаклизмов нынешнего лета не только в нашей стране, но и во всем мире.
Помимо этих принципов, для формирования Концепции потребуются правильные критерии разработки соответствующих мер. Конечно, все эти критерии должны складываться на общем фоне понимания некоего идеального глобального человеческого мироустройства в будущем. Реалистичнее, однако, прибегать к поэтапному планированию (своего рода «программе-минимум» и «программе-максимум»), для начала несколько занизив планку требований. Иными словами, нужно будет разработать органическую совокупность перспективных целей и поочередных задач.
Подготовка Концепции столь всеобъемлющего характера, а тем более коллективным способом, обостряет методологическую проблему обеспечения целостности и адресной направленности всей совокупности намечаемых мероприятий. Для этого нужно правильно выбрать некий ключевой элемент – своего рода ядро, вокруг и по поводу которого будет вестись разработка соответствующего теоретического материала. В свете ее тематического характера для Концепции развития человечества такой центральной «опорной точкой» должна стать отдельная человеческая личность.
Для целей разработки Концепции принципиально важное значение имеет двойственная – материальная и духовная - природа человеческой личности. Сообразно этому в Концепции должны превалировать два магистральных направления. С одной, материальной стороны - это экономика. С другой, духовной – нравственность.
Именно в отдельной человеческой личности в окончательном и наиболее чистом виде совмещаются и цель развития человечества, и средство достижения этой цели. Если каждый индивидуум станет более мудрым, более профессионально квалифицированным, более морально чистоплотным, то повысится полезная отдача и для него самого, и для человечества в целом.
Вот почему в интересах дальнейшего развития и совершенствования человечества приоритетное значение приобретает действующая в разных странах мира система воспитания и образования. Но ведь как раз в этой сфере и трудятся уже в настоящее время либо потенциально способны трудиться многие интеллектуалы. Тем самым для них объективно складываются благоприятные предпосылки для того, чтобы интеллектуалы могли приумножить свое благотворное воздействие на правильное формирование и совершенствование каждой человеческой личности среди широких масс населения планеты.
Итак, мировая интеллектуальная элита уже сейчас могла бы приступить к работе по решению проблем человечества более рациональным и эффективным, подлинно надлежащим образом. К работе вглубь – посредством формирования Концепции развития человечества. К работе вширь – путем соответствующего воспитания и образования народонаселения.
Проведения этой беспрецедентно масштабной и качественно новой работы облегчается тем, что для этого уже созданы определенные соответствующие заделы.
Так, например, что касается Концепции, то одним из важных ее разделов видится своего рода Конституция человечества. Однако уже сейчас существует два документа, которые способны послужить базой для разработки соответствующих положений будущей глобальной Конституции. Один из них – Декларация прав человека, разработанная ООН. Второй – Декларация обязанностей человека, разработанная И.И.Кондрашиным.
Что же касается работы по линии воспитания и образования людей, то такого рода деятельность объективно не может осуществляться без должных прямых денежных затрат. Но зато как раз сейчас наблюдается определенный всплеск благотворительности со стороны самых богатых людей мира. Самым наглядным и известным примером этого является Фонд Билла и Мелинды Гейтс Кажется вполне естественным и оправданным попытаться совместить эти два обстоятельства.
Несмотря на наличие всех этих и других предпосылок, предстоящий Форум способен еще лучше организовать, упорядочить и ускорить весь этот процесс. Более того, потребуется также скомпоновать некий механизм дальнейшей координации и ориентации усилий всех участников такой деятельности. Если Форум справится хотя бы с этой миссией, то даже тогда он выполнит свое предназначение и оправдает свое проведение.

[ на страницу с темами ] [ на главную страницу ]