Преамбула
Проблемы,
с которыми всё чаще сталкивается планетарное общество в XXI веке, носят всё более глобальный
характер и поэтому могут быть решены только совместными глобальными усилиями. Для этого требуется свежее критическое мышление, свободное от устаревающих догм. Человечество
нуждается в обновлении общечеловеческих ценностей и принципов поведения, а значит, и образа жизни в целом, в свете
уже имеющихся и продолжающих пополняться научных знаний. Поэтому даже ещё
недавно считавшиеся новыми идеи «неогуманизма" требуют своего дальнейшего
углубления и развития, т.к. даже и они уже неспособны найти решения по выходу
из происходящих на Земле общественных катаклизмов, а также от тех, которые ожидаются.
В силу
этого для планетного сообщества требуется идеология,
способная не только объединить всё разноликое и разномыслящее Человечество, но
и дать конкретные рекомендации, наставления и советы, которые позволили бы
везде и сразу решить весь комплекс накопившихся у Человечества проблем,
противоречий и разногласий, приобретающих всё более опасный, а в чём-то уже и
агрессивный характер, могущих привести к непредсказуемым, самым трагическим и
необратимым последствиям.
Напоминаем,
что ИДЕОЛОГИЯ – это системный набор идей, принципов и взглядов, позволяющих человеку
или сообществу людей так или иначе ориентироваться в окружающем его мире,
трактовать происходящие в нём события, определять для себя смысл жизни, а также
служащих мотивацией его поступков и каждодневного поведения в целом. С помощью идеологии создаётся некий идеальный
образ общества, к созданию (к конституции – англ.) которого стремятся проповедующие данную идеологию сообщества людей, либо
государства в целом, либо политический союз государств. Она может быть
руководством в их индивидуальном и/или коллективном образе жизни, формулируя
принципы социального общежития, в воспитательно-образовательной и
просветительской сфере, в их текущей политической и экономической деятельности.
Таким образом, идеология – это идеальный, но реальный прообраз, представление, проект совместного проживания людей, а конституция – это чертежи, инструкция такого совместного проживания. Поэтому без идеологии конституция пуста, в ней нет идеала, к которому следует стремиться. С другой стороны, поскольку мир не стоит на месте, а всё время меняется в сторону прогресса, совершенствуется, то и в идеологии должен регулярно обновляться, совершенствоваться идеал совместного проживания, т.е. идеология должна меняться в лучшую сторону, а вместе с ней меняться и конституция. Там, где конституция не меняется таким образом в течение продолжительного времени, наблюдается догматизм и регресс.
Без
нормальной идеологии любой человек
или сообщество теряют свою духовно-идейную базу, которой тут же овладевают
духовно-идейные суррогаты, ведя в
итоге такого человека, либо сообщество к деградации и регрессу, а заодно, к
идеологическим конфликтам, противоборству, вражде. Только нормальная идеология призывает к воспитанию,
образованию и просвещению, ибо она сильна силой своих знаний, принципов и
ценностей. Только лучшая жизнь для ВСЕХ в данном сообществе, способность решать
текущие и надвигающиеся проблемы совместного общежития может служить
доказательством необходимости следования её идеям и принципам.
Вместе с
тем, если в былые времена конфликты любого рода носили местный, практически
региональный характер, неопасный для человечества и планеты в целом, то в XXI веке технологический прогресс
достиг такого уровня развития, когда одна группа людей способна уничтожить не
только любую другую группу людей, но и всё человечество, и даже биосферу Земли.
В силу
этого идеологическое противостояние и противоборство стало не просто очень
опасно, но и недопустимо, поскольку таит в себе угрозу самоуничтожения
Человечества, всего живого на планете Земля. Вот почему в XXI веке стала нужна единая для всего Человечества,
самая передовая идеология, такая и
только такая, которая способна объединить всех людей на Земле и обеспечить их
совместное проживание в условиях мира и согласия. Она должна являть собой
рациональное обобщение максимально большего числа исторически оправданных
разумных учений человечества, соединив в себе всё рациональное, разумное и
наиболее передовое и перспективное.
В мире в
настоящее время существует множество идеологических установок, идейных
концепций и разного рода верований, создающих практически непреодолимые
препятствия к единению человечества. Люди, в большей части невежественные по
своим знаниям, как правило, проповедуют какую-то из них, будучи слепо уверены в
её истинности, а значит, и в своей правоте. Многие из старых идей и традиций,
которые унаследовало человечество и которым оно по инерции продолжает
следовать, не соответствуют более текущим реалиям и будущим потребностям. Все
они, по сути, являются разъединяющими, а не объединяющими людей на планете.
Поэтому нужны свежие, современные идеи с
тем, чтобы на их основе в короткие сроки объединить планетарное сообщество, в
котором с недавних пор всё больше проявляются глобально ориентированные
тенденции совместного развития.
До сих
пор Человечество не имеет пока общепризнанного мерила истинности, позволяющего
людям определять, какая из идейных концепций или верований наиболее истинная,
передовая, какой из них следует следовать им самим и всему человечеству в
целом. А такое мерило есть, его давно выработали за долгие тысячелетия наиболее
разумные представители человеческого рода. Это – оценки и рекомендации
классических мыслителей и философов – представителей научной философии. У этих
представителей есть конкретные имена, а в их наставлениях есть конкретные
идейные установки и принципы.
Беда
одна – в силу невежества и необразованности большинства человечества их
наставления никто не читает, не изучает, а значит, и не использует их в своей
каждодневной жизни. Этим-то и пользуются идеологические
мошенники, навязывая, внушая свои, далёкие от истины идеологические
суррогаты, выводя из них соответствующие принципы и наставления по образу
поведения и даже образу жизни, дробя тем самым идеологическое поле
общественного сознания человечества. Всё это ведёт к отчуждению людей, нередко
к взаимной вражде и уничтожению идейных противников посредством войн и
противоборству во всех аспектах жизни.
Именно
такого рода идеологи заинтересованы в невежестве народных масс; именно они
стремятся, чтобы в воспитании и образовании не изучались знания и наставления
научной философии. Характерным примером такого затемнения массового сознания
может служить запрет византийским императором Юстинианом I в 529 году изучение классической
философии древней Греции, повергнувший европейские народы во мрак на долгие
века. Его Эдикт никто не отменил ещё до сих пор.
Именно
поэтому трансуниверсализм
представляет из себя самую современную, обобщающую общечеловеческую идеологическую концепцию, вобравшую в
себя самые передовые разумные идеи, проверенные временем традиционные принципы
и подтверждённые опытом естественнонаучные и философские взгляды, становясь,
таким образом, следующей идеологической ступенью
вверх человеческого сознания как по отношению к таким современным
идеологическим направлениям как неогуманизм, трансгуманизм и секуляризм
(светскость), так и по отношению ко всему многообразию традиционных религиозных
конфессий и нерелигиозных верований, почерпнув с помощью критического мышления
всё лучшее из них.
«Транс…» означает – охватывающий большие
расстояния, в нашем случае - всепланетный.
«Универсализм» означает – разносторонность, универсальность в знаниях,
сведениях.
Как
известно, гуманизм вот уже долгое время преобразует современный мир. Со
временем был введён термин “неогуманизм”, чтобы обозначить новый, более смелый
подход для решения общечеловеческих проблем. Неогуманистические идеи и ценности
выражают обновлённое доверие в способности человеческих существ решать проблемы,
с которыми мы сталкиваемся, и преодолевать неведомые границы.
Благодаря
неогуманизму впервые в истории наше
планетарное сообщество получало возможность мирно и сообща разрешать любые
разногласия, которые оно имеет. Термин «сообщество» стал шире использоваться,
чтобы оттенить факт появления на планете всепланетного, глобального сознания и широкого признания факта нашей
взаимозависимости. Распространяющийся во всём мире Интернет сделал коммуникации
фактически мгновенными, и что бы ни случилось с кем-либо и где-либо на планете,
это может затронуть каждого из нас в любом месте.
В то
время как большинство решений, затрагивающих интересы людей, принимаются на
местном или национальном уровне, некоторые вопросы стали иметь более широкое
значение. К вопросам чрезвычайного характера относятся такие как региональные
войны и грубые нарушения прав человека, а также относящиеся к более стабильному
развитию, такие как новые идеи в науке, этике и философии. Особое значение
сегодня приобретает тот факт, что мы населяем общую планетарную природную
среду. С учётом этого, результат любой деятельности в одной стране может
перекинуться в другие, такие как истощение ресурсов и загрязнение атмосферы и
водных путей. Особую озабоченность вызывает глобальное потепление и изменение климата,
затрагивающее каждого человека на планете. То же самое можно сказать и о
возможных вспышках эпидемий или мора (таких как свиной грипп, туберкулёз и
широко распространённая малярия), которые могут иметь глобальные последствия.
Именно в таких случаях жизненно необходимо координировать деятельность по
распределению вакцин, применение общей карантинной политики, и т.д.
По
возрастающей, многие другие проблемы становятся предметами озабоченности
планетарного сообщества и могут потребовать совместных действий, таких как
сохранение уникальных видов живых существ и экосистем, ограничение излишнего
вылова рыбы в морях и океанах, принятие верных решений во время экономических
спадов, развитие новых технологий, полезных для человечества, избавление от
нищеты и голода, снижение большого неравенства в благосостоянии, использование
всех возможностей для снижения неграмотности, направляя капитальные инвестиции
или техническую помощь в сельские районы и пришедшие в упадок городские центры,
а также на поддержание общих очистительных систем и обеспечение населения
чистой водой.
Согласно неогуманистическим принципам наука и
техника должны использоваться во благо всего человечества. Следуя этому,
необходимо регулярно пересматривать список общечеловеческих ценностей и всё более
обуславливать нормы поведения человека. Чтобы обеспечить прогресс человечества
в быстро меняющемся мире, требуется и соответствующее прогрессивное мышление, с
помощью которого только и возможно пересмотреть архаичные традиции и
взаимоотношения, чтобы счастье и благополучие стали доступны для всех, кто
стремится к достойной жизни для себя и для других.
Известно
также, что на сегодняшний день в мире существуют различные формы религиозных
верований. Многие из них (хотя далеко не все) стоят на пути человеческого
прогресса. Поэтому целью неогуманизма
было предложить программу действий для тех, кто скептически относится к
традиционным формам религиозного верования, и вместе с тем считает, что
существует острая необходимость объединить различные виды веры и неверия, чтобы
выработать позитивное мировоззрение на пользу всего планетарного сообщества.
Верующие
включают в себя все основные религии (христианство, ислам, иудаизм, индуизм,
конфуционизм, таоизм, синтоизм, некоторые формы буддизма, и т.д.), а также
множество сект в каждой из них. Подсчитано, что существует 4200 религий или
вероисповеданий, начиная от догматических экстремистов, кто считает, что именно
они правы, до религиозных либералов, восприимчивых к новым идеям и открытых для
диалога. Где убеждения глубоко вросли, укоренились в веру и традиции, там может
быть труднее примирить различия. В истории верующие часто пытались насильно
подавить инакомыслие и преследовали еретиков. Конфликты между протестантами и
католиками, суннитами и шиитами, индуистами и мусульманами, продолжающиеся по
сей день, временами перерастают в жестокость и в вооружённое противостояние.
На
другом краю спектра - неверующих -
находятся сообщество религиозных диссидентов, которое включает в себя не только
атеистов, но и светских и религиозных гуманистов, агностиков, скептиков и даже
значительное количество причисляющих себя к верующим.
Последние могут быть только номинальными членами своей религиозной общины и
нечасто посещать церковь, храм или мечеть, и если и делают это, то главным образом
по социальным причинам или из этнической лояльности к вере своих предков, при
этом они не принимают традиционное верование. Этническая идентичность может
быть труднопреодолимой и действовать как долговременный фактор даже после того,
как собственно вера в её данной модификации уже давно потеряла свою значимость
- иногда даже для многих поколений. Хотя такие люди могут быть настроены
скептически к самому вероучению, тем не менее, они могут полагать, что без
религии моральные устои общества могут рухнуть.
Религиозная
идентичность закладывается в детях с раннего возраста, именно это может
определить личность человека; именно поэтому бывает трудно сказать, что кто-то
перестал быть ирландским католиком, евреем или греческим ортодоксальным
христианином – даже если он или она могут отвергнуть религию и больше не верить
её вероучительным догмам. Следует иметь в виду, что религия включает в себя не
только набор убеждений, но это также образ жизни, приверженность культурным
традициям и чётко установленные моральную практику и ритуалы. Критика религии
может быть сфокусирована только на самом вероучении, которое толкуется
буквально, тогда как многие верующие интерпретируют его метафорически или
символически и судят о нём потребительски по мере удовлетворения возникающих
потребностей.
В любом
случае, сильнейшим аргументом всё большей архаичности религий в настоящее время
является хотя бы то, что ни одна из них неспособна предложить наилучшее решение
проблем, стоящими перед ВСЕМИ людьми на Земле, т.е. планетарным сообществом в
целом. А это в XXI веке,
веке всё большей глобализации, уже недопустимо, и даже более чем опасно. Их
архаичность может быть аргументирована тем, что большинство религий уходят
своими корнями в древние устаревшие кочевые или аграрные культуры, которые во
многом делают их несовместимыми с появившейся городской, индустриальной и
технологической планетарной цивилизацией. Век религий заканчивается, и они всё
более переходят в разряд атавизмов
общечеловеческого сознания.
Но даже
сейчас, несмотря на усложняющуюся нынешнюю ситуацию в мире, ещё крайне
недостаточно внимания уделяется гуманизму как альтернативе религии. Гуманизм представляет собой набор принципов и ценностей, которые
начали формироваться в эпоху Возрождения и достигли своей зрелости в современную
эпоху. Он ознаменовал поворотный момент от средневековых надежд на божественный
порядок и спасение к пониманию того, что человеку должно жить здесь и сейчас,
что ему нужно обрести смысл, ценности, достойное существование и социальную
справедливость в формах современной демократии и экономики, обслуживающим
человеческие вкусы и потребности.
Идеалы и принципы трансуниверсализма
Миропонимание
В
миропонимании трансуниверсализм отталкивается
от современной научной картины мира, согласно которой мы живём на уникальной
планете Земля, являющейся микрочастицей бесконечно большого образования,
каковым является Вселенная, где на поверхности за миллионы лет её существования сформировалась биосфера, обитателями которой наряду
с другими живыми существами является и сообщество людей – человечество.
В
пределах познанной нами Вселенной действуют строго определённые законы диалектики, действие которых безусловно
и объективно распространяются и на одну из мириад микрочастиц Вселенной –
планету Земля и, соответственно, на всё то, что на её поверхности, а также
внутри и вокруг неё. Законы, действующие во Вселенной, изучают, главным
образом, такие науки как философия, физика, астрофизика, астрономия, и другие.
Диалектическое
развитие Вселенной происходит в трёх ипостасях – в пространстве, времени и качестве, неразрывно связанных между
собой и являющихся неотъемлемыми атрибутами материальных образований.
Пространство изотропно и бесконечно (¥), причём бесконечность его
простирается как в ширь, так и в глубь материальных образований. О
бесконечности пространства Вселенной можно судить хотя бы только по размерам
нашей Галактики, коих во Вселенной миллиарды, составляющей в диаметре сто
миллионов световых лет. Границы пространства Вселенной неспособны пока
обнаружить даже самые мощные современные радиотелескопы. На Земле же мы обычно оперируем такими
пространственными величинами как см, метр, км, фут, миля и т.п. Минимальная
пространственная протяжённость равна 1/¥, её невозможно разглядеть
никакими, даже самыми мощными электронными микроскопами.
Время является независимой переменной
указанного триединства, задающее тон поступательному диалектическому развитию
материальных образований. Время
бесконечно как в прошлое, так и в будущее.
В будущее оно движется из прошлого через настоящее. Настоящее же,
например, на Земле движется со скоростью 24 часов в сутки. Часы, как инструмент отсчёта времени, можно остановить, но само Время невозможно остановить ничем.
Говоря о времени в пределах
Вселенной, обычно оперируют временными величинами вплоть до миллиардов лет. На
Земле же мы пользуемся такими величинами, как секунда, минута, час, день,
месяц, год, и т.д.
Под качеством
обычно понимается функциональное
многообразие веществ и других материальных образований, которым они наделяются
в процессе своего формирования. Качество
является не менее важным для понимания БЫТИЯ, чем другие два главных атрибута
материи. Его более глубокое изучение философией началось лишь относительно
недавно, поэтому для многих оно пока необычно для восприятия и понимания.
Однако здесь очень важно понять главное: это то, что на планете Земля, имеющей
форму шара, а значит, ограниченное, неизменяемое миллиарды лет пространство,
т.е. равное 1, диалектическое развитие согласно общеизвестной физической
формуле энергии происходит в основном
только в двух диалектических ипостасях – в пространстве
и качестве. При этом при неизменной скорости продвижения актуальной точки времени
(настоящего) по своей оси (24
часа в сутки), скорость развития в качестве
из-за ограниченности глобального пространства планеты, следуя физическим
законам Вселенной, должна расти и растёт в геометрической прогрессии, т.е.
социальное время, постоянно всё более ускоряется, чему мы и являемся с вами
свидетелями.
Таким
образом, организуя человеческое общежитие на Земле, необходимо твёрдо исходить
из этих постулатов научной картины мира,
чётко представляя себе её особенности и действующие в ней законы Космоса.
Смысл и цель жизни
человека
Не
должно быть сомнений, что у каждого нормального человека должно быть естественное желание по возможности глубже
самоосознать себя, яснее понять смысл своей
жизни, т.е. подлинный смысл своего
существования с момента своего рождения до своей смерти, иными словами, своё
жизненное предназначение. Это действительно должно быть необходимо любому
человеку, чтобы оценить себя, проанализировать свои устремления, наметить
конкретные цели своей деятельности с тем, чтобы со временем можно было бы подвести жизненные итоги.
Говоря о
смысле жизни каждого человека в самом
широком понимании, нетрудно предположить, что в идеале он должен совпадать со
смыслом жизни всего человечества, вытекать из него и быть тесно связан с ним.
Смысл жизни и предназначение человека, как части природы, являются историческим
продолжением смысла жизни существовавших и развивавшихся миллионы лет до его
появления представителей растительного и животного мира биосферы Земли. Таким образом, как смысл жизни, так и
функциональное предназначение каждого человека косвенно определяется через
историческое движение от прошлого к будущему, от простого к сложному, от малого
к большому, и в итоге, к гармоничному беспрерывному развитию, к постоянному
совершенству, обеспечивая тем самым прогресс человечества.
Исходя
из этого, смыслом жизни каждого
ментально здорового человека следует считать осмысленное стремление к
постоянному позитивному развитию, совершенствованию как себя самого, так и тех
индивидуумов, тех общественных формирований, той окружающей среды, на кого
может распространяться его влияние и воздействие. Именно это и должно быть
постоянной целью всей его жизни. Для кого-то это кажется скучным, нудным, но
именно в этом и есть основное жизненное предназначение человека.
Для
того чтобы проанализировать, что из себя представляет позитивное развитие
каждого индивида на современном этапе развития человеческой цивилизации,
необходимо понять схему жизненного пути каждого человека, а также установить,
каким образом он сам может влиять на ход развития самого себя, окружающего его
общества, человечества в целом.
Смысл
жизни одного человека следует отличать от смысла жизни всего человечества в
целом. Так же как и любому человеку, человечеству жизнь дана всего лишь один
раз, ибо такие уникальные условия, какие созданы на Земле, вряд ли где могут
быть повторены (о других наполненных Жизнью планетах во Вселенной пока ничего не
известно, мы одиноки в ней). А условия на самом деле уникальные: и
температурные, и магнитные, и пространственные, и наличие на Земле всех
элементов таблицы Менделеева, и оптимальный энергетический поток от Солнца, и
оптимальный годовой цикл колебаний земной оси, создающий уникальный
климатический цикл, и оптимальная скорость вращения Земли вокруг своей оси,
обеспечивая регулярную смену дня и ночи, и состав атмосферы, и распределение
поверхности Земли между сушей и океаном, и многое, многое другое.
Создать
подобные условия на других планетах Вселенной действительно не так-то просто.
Зато гораздо проще разрушить всё то, что материя создавала (творила) миллиарды
лет на Земле. Достаточно вспомнить, что только, например, применение ядерного
оружия (а существует ещё и химическое, и бактериологическое и прочие виды
оружия массового уничтожения) способно вызвать такие глобальные изменения
климата на ВСЕЙ планете, которые мгновенно обрекут на смерть практически всё
человечество, а скорее всего, и всё живое на Земле. И наступление такой
планетарной катастрофы с непредсказуемыми последствиями может случиться в любой
момент после необдуманного применения, например, каким-нибудь неразумным
правителем любого государства, обладающего таким видом оружия, или захватившими
такое оружие террористами-фанатиками. В результате, наступление на долгие годы
«ядерной зимы» с температурой на всей поверхности планеты - 40, - 50 гр. по
Цельсию. Все готовы к жизни в таких условиях? И это может случиться сейчас в
любую минуту, и у человечества нет абсолютно никаких гарантий, что такое не
произойдёт.
Поэтому
одной из главных задач жизни Человечества - не совершить такого рода
непростительной ошибки и не самоуничтожиться хотя бы до момента начала колонизации
Вселенной.
Итак,
цели и задачи Человечества, каждого его члена, а значит, и смысл его жизни на
ближайшие десятилетия выглядят следующим образом:
Общие - выжить, не самоуничтожиться,
продолжать совершенствоваться, исходя из общих законов природы, начать
колонизацию (освоение) околоземной части Вселенной - Луны, Марса, других
планет, создание искусственных космических очагов жизни.
Общие цели распадаются на конкретные наиболее актуальные
задачи, цели и намерения, в том числе:
1. По численности народонаселения Земли –
общее количество актуально проживающего поколения людей должно соответствовать
их возможности самообеспечить себя, всех без исключения, нормальными условиями
проживания в приемлемых, соответствующих современным нормам жилищных условиях, получения
всеми в полном объёме современного воспитания и образования, поддержания на
должном уровне клеточного и информационного метаболизма, т.е. получения в
достаточном количестве высокоценного продовольствия и информации.
2. По качественному составу народонаселения
Земли – через последовательное оздоровление генотипа людей, их полноценное
воспитание и образование увеличивать (абсолютно и относительно) долю людей
высшей категории (человеков, граждан всех уровней, личностей, интеллигентов).
3. По миропониманию и верованию – учитывая
всё большую опасность, которую представляет собой религиозный фундаментализм
для судеб человечества, становящийся в XXI веке историческим атавизмом,
ускорять по мере возможности максимальное распространение среди населения планеты
светского воспитания, гражданского образования и научного просвещения.
4. По идеологии – переход посредством
воспитания, образования и просвещения от превалирующих в настоящее время в
большинстве стран мира догматическо-идеологических схем и религиозных мифологем
к формированию общественного сознания на подлинно научных,
светско-гуманистических идеях и принципах, основанных на научном мировоззрении,
широком кругозоре, разуме, морали, справедливости и ответственности, на которые
следует ориентироваться как в каждодневной, бытовой жизни, так и при
формировании и функционировании общества, государства, мировой иерархии
политических сил.
5. По нравственности – принятие всеми
жителями Земли единой эталонной таблицы ценностей-пороков,
корректировка всех национальных законодательств на основе этой
ценностно-порочной базы, следование этим принципам всеми и повсюду.
6. По биосфере – недопущение дальнейшего
ухудшения экологии Земли, осуществление инвентаризации общемировых запасов
пресной воды, кислорода, природных ресурсов и полезных ископаемых, прежде
всего, невосполнимых (нефть, газ, цветные металлы и редкоземельные элементы и
т.д.), экономное (а не хищническое) их расходование с тем, чтобы оставшихся
запасов хватило многим будущим поколениям. Более широкое использование энергии
ветра, Солнца, приливов-отливов и т.п. Ныне живущее поколение не должно
аморально использовать фактор Времени (т.е. своего предшествования
перед будущим) в своих корыстных
целях и обкрадывать, оставлять последующие поколения обездоленными.
7. По общественному устройству – с учётом
происходящих на Земле по велению Времени
глобальных процессов, способствовать его организационному оформлению
посредством формирования глобального
гражданства, а по мере его становления и на фундаменте его – нового глобального руководства, способного от
имени и в интересах всего Человечества в целом осуществлять его прогресс и
гармоничное развитие в полном соответствии с действующими законами Вселенной.
Таковы
основные задачи Человечества в целом на ближайшее время, из которых должны
строить свои задачи входящие в состав человечества нации, государства,
общества, каждый житель планеты персонально, но координировать эти процессы,
оценивать их результаты и руководить ими могут только наднациональные органы,
несущие глобальную ответственность за сохранение жизни на Земле, за развитие и
процветание Земной цивилизации. Время,
отпущенное Вселенной на достижение этих целей, неумолимо движется вперёд вместе
с секундной стрелкой часов, но в отличие от секундной стрелки его нельзя
остановить. Космос и его законы – явление нешуточное.
Говоря
же проще, смысл и цель жизни
человека и гражданина на индивидуальном уровне – делать всегда и повсюду добро
и бороться всегда и повсюду со злом. Но чтобы делать это правильно
и эффективно, необходимо твёрдо знать, что есть добро и зло, и что надо
сделать, чтобы их восприятие было одинаково повсеместно на планете для всего
совокупного Человечества.
Система
общечеловеческих ценностей и пороков
Прежде
всего, необходимо однообразить наши представления о ценностях и пороках, поскольку, во-первых, это позволит обосновать
нормативные моральные требования. Во-вторых, они служат нормативной формой
моральной ориентации человека в мире, воплощая и реализуя её в виде конкретных
регулятивов. В-третьих, в них содержится оценка этики явлений действительности
и поступков окружающих нас людей с точки зрения их моральной значимости.
Поступки людей имеют вполне определённую
моральную значимость потому, что они оказывают воздействие на общественную
жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или, наоборот, подрывают устои
существующего порядка в обществе, способствуют или противодействуют социальному
прогрессу. Учитывая это социальное значение индивидуальных поступков, общество
регулирует этику поведения людей посредством нравственных отношений,
предъявляет к ним моральные требования, ставит перед ними определённые цели.
Благодаря этому поступки приобретают моральную ценность, т.е.: действие,
отвечающее нравственным требованиям, представляет собой добро; противоречащее им
– зло.
Перечень
общечеловеческих ценностных ориентаций, служащих целеустановками и мотивами
поведения, складывался, как известно, постепенно из века в век на протяжении
всего периода эволюционного процесса существования человечества по мере
развития человеческого сознания. Аксиологические основы миропонимания и
поведения включались уже в древние библейские тексты наставлений, где помимо
поведенческих заповедей одновременно в обязательном порядке давались понятия
греха, т.е. выражавшие определённые запреты. Уже в философском сочинении
римского императора-мыслителя Марка Аврелия (II век) утверждается, что нравственные ценности,
к которым следует стремиться, это – справедливость, истина, благоразумие,
мужество, преданность интересам государства. К истинным ценностям он также относит общеполезную деятельность,
гражданственность, которые противостоят таким мнимым, по его мнению, ценностям,
как «одобрение толпы, власть, богатство, жизнь, полная наслаждений».
Таким
образом, процесс общественного развития происходил и до сих пор происходит
посредством формирования суммативного набора ценностных ориентиров, а также
совершенствования менталитета через развитие мыслительных способностей и
углубление сознания каждого человека в одном из двух указанных противоположных
направлений: в позитивном, продуктивном, полезном, т.е. как должно быть, и в
порочном, разрушительном – при иных обстоятельствах.
Ценностные
и этические ориентиры можно обозначить через совокупный набор общечеловеческих ценностей и пороков, который по мере углубления сознания человека исторически
всё более обогащался, дополнялся и совершенствовался, всё более обуславливая
нравственную мотивацию поведения людей.
Ценность – это философское
понятие, обозначающее, положительную или отрицательную значимость какого-либо
объекта для субъекта, а также нормативную, предписательно-оценочную сторону
феноменов человеческого сознания. В первом случае мы имеем дело с так
называемыми предметными, «объектными» ценностями.
Во втором – с ценностями «субъективными»,
к которым, в частности, относятся и моральные ценности – общественные
установки, императивы, цели и проекты, выраженные в форме представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении
человека, о его идеалах и принципах.
Порок – в противоположность ценности является недостатком нравственным, духовным; всё, что
противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое
нравственное извращенье, искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни.
Говоря современным языком, можно добавить, что в идеале
поведение людей во всех аспектах их жизнедеятельности должно ориентироваться на
правильный набор ценностей, зафиксированных в процессе образования и воспитания
человека в его индивидуальном сознании.
При отсутствии должного в сознании фиксируется случайный набор
ценностей, который может отличаться от идеального. По этой причине у такого
индивида может произойти сбой в поведенческой ориентации и он становится
способным к неадекватному поведению. Иными словами, его поведение может быть
непредсказуем, а значит, социально опасным для общества. Таким образом, все
известные порочные поступки,
наблюдаемые нами в каждодневной жизни, мотивируются в первую очередь неправильно
сформированным в результате недовоспитания, недообученности сознания людей,
которое по этой причине становится недоразвитым или искажённым.
Сложившийся к настоящему времени набор общечеловеческих
"вечных" ценностей и пороков первостепенного значения, которые
следует выучить наизусть и соответственно строить своё поведение, выглядит следующим образом:
Всеобщие ценности – глубокие знания, ум (разум),
совесть, правильно сформированное сознание, подлинные истины, мудрость
(философия), семья, дружба, нравственность (мораль), порядочность, доверие, честность,
справедливость, честь, труд, правда, наука, дети, родители, здравомыслие,
гражданские обязанности и права, высокая культура поведения, добросовестность,
ответственность (местная, региональная, национальная, глобальная), служение
обществу, умение делать добро - добродетельность, бережливость, хороший вкус,
доброта, сострадание, вежливость, гордость, благотворительность,
благожелательность, искренность, благородство, аккуратность, точность,
мужество, храбрость, смелость, целеустремленность, решительность, жертвенность,
милосердие, интеллигентность, стремление к совершенству, чистоплотность
(чистота), цивилизованность.
Наряду с
ценностями существуют и портят всему
окружающему жизнь не менее «вечные» пороки,
которые следует изживать в себе и в окружающих и противостоять им повсеместно.
К ним относятся:
Всеобщие пороки – варварство, невежество,
искажённое и/или недоразвитое сознание, бандитизм, грабительство,
расхитительство (в т.ч. и природных богатств), терроризм, убийство, мракобесие,
фашизм, экстремизм в любой форме, двойные стандарты, мздоимство, стремление к
роскоши, казнокрадство, вандализм, мошенничество, милитаризм, разврат,
излишества, жадность, расточительство,
предательство, наркомания, коррупция, алкоголизм, ложь (обман), захват
заложников и чужой собственности (рейдерство), воровство, современная «демагогия», клевета,
злость, совратительство детей (педофилия), вредительство окружающей среде.
Вполне
естественно, что полный перечень ценностей
и пороков намного шире, и поэтому
изложенные списки будут пополняться, но уже изучение хотя бы этих списков,
твёрдое фиксирование их в своём сознании, следование указанным ценностям в
своей повседневной жизни и бескомпромиссная постоянная борьба с указанными пороками сделает жизнь вокруг
вас, а в итоге, и в целом на Земле, более безопасной, процветающей и
счастливой.
Всеобщие обязанности и права
человека и гражданина
Из
канонов научной философии известно, что нет прав без обязанностей и нет
обязанностей без прав. Обязанности
могут быть перед самим собой, перед другими, перед обществом в целом. Вместе с обязанностями на каждом человеке лежит и
ответственность (от личной до глобальной), и обязательства.
Поэтому отстраняться от обязанностей
– значит, быть в высшей степени безответственным.
Во все века в большинстве религий мира доминирующим принципом, идеологией
большинства были долг и обязанности человека. В последние же
десятилетия чаще слышится о социальных правах
человека и социальных обязанностях
государства, сформировался и господствует дисбаланс прав и обязанностей человека, доминирует спекуляция понятием «права
человека».
В то же время права
вытекают из обязанностей, а
обязанностей у человека, особенно современного, немало. В дополнение к
известным десяти библейским заповедям-моральным обязанностям Моисея основными современными всеобщими обязанностями следует считать:
- быть и оставаться по жизни думающим человеком и гражданином в широком смысле этих слов,
а для этого получить и постоянно пополнять и поддерживать, как минимум, своё
общее образование, гражданские знания и светское воспитание;
- быть физически
здоровым, воспитанным, вежливым и культурным;
- изучать
общечеловеческие ценности, следовать им и воспитывать их у других;
- бороться с
пороками в себе, в окружающих людях, в навязываемых недобросовестными деятелями
культуры, образования и СМИ;
- уважать
старших; почитать родителей и ухаживать за ними; иметь хорошую семью, иметь и правильно
воспитывать детей;
- добросовестно
работать; содержать в опрятности и чистоте своё жилище, не мусорить, сохранять и улучшать окружающую
среду, природу;
- и другие.
К основным всеобщим правам человека и гражданина следует отнести:
- право на жизнь;
быть человеком и гражданином; иметь семью, детей, заниматься их воспитанием;
этим достигается физическое существование, поддержание численности и умножение
Человечества;
- право на
собственное воспитание, образование и просвещение в течение всей жизни;
- право на труд,
на реализацию своих творческих способностей, востребованных и положительно
воспринимаемых обществом;
- право избирать
и быть избранным; право иметь достойных руководителей;
- право на
уединение; право быть здоровым; право на заслуженный отдых.
- и другие.
Таким образом, каждое право
человека в обязательном порядке сопровождается не меньшим количеством обязанностей. То есть все права должны
сопровождаться специфичными, привязанными к ним обязанностями. Обязанностей у
нормального человека должно быть не меньше, чем прав, а во много раз больше; их
следует все выучить и строго выполнять. Только такое общество может достичь
своей социальной зрелости с точки зрения его общественного сознания и рассчитывать на дальнейшее нормальное развитие.
Всеобщая система общественного самоуправления
Известно,
что античные философы, вначале Платон, а затем Аристотель, классифицируя типы
государственного устройства, разделили их на две группы в зависимости от
приоритета ценностей в сознании как
стоящих у власти правителей (руководителей), так и всех граждан государства в
целом. Первая группа типов государственного правления, отнесённых к разряду
ПРАВИЛЬНЫХ государственных устройств, выглядит следующим образом:
МОНАРХИЯ
- власть одного (в современном виде - президентское правление).
Государственное устройство, при котором страной правит
(руководит) один (моно), наиболее просвещённый, выделяющийся своей
образованностью, воспитанностью, мудростью и другими выдающимися качествами гражданин.
АРИСТОКРАТИЯ – власть нескольких (в
современном виде - парламентское правление).
Государственное устройство, при котором страной правит
некое наиболее просвещённое меньшинство граждан, отличающееся от других своей
образованностью, воспитанностью,
разумностью и другими превосходными качествами, т.е. они в данном
обществе ментально самые лучшие, элита ( от греч. aristos - лучший + kratos - власть)
ПОЛИТИЯ – власть граждан (πολίτες),
граждановластие (согласно кратологии {науке о власти} соответствует более
современному термину НООКРАТИЯ {власть разума} - от греч.nóos - разум + kratos - власть).
Форма
общественного самоуправления, при которой, по мнению Аристотеля, правят наиболее
разумные, образованные граждане в интересах общей пользы, при этом высшие благородные
качества, просвещённость, образованность, воспитанность и разум присущи большинству сограждан, в идеале, всему сообществу людей.
Основополагающими
ценностями данной группы государственных устройств являются разум, позитивные
знания, нравственность, высококультурное поведение, справедливость,
ответственность всех уровней и т.п., т.е. те качества человека, которые
достигаются посредством кропотливого и всестороннего воспитания, образования и просвещения.
Вторая
группа типов государственного правления, которую Аристотель квалифицировал как
ОТКЛОНЕНИЯ от правильных типов, включает следующие государственные устройства:
ТИРАНИЯ – власть одного (в современном
виде - диктаторское правление).
Наиболее очевидное и древнее отклонение, сопутствуемое
невежеством граждански необразованных народных масс, позволяющих себя угнетать
какому-либо маньяку, тирану (от греч. tyrannos) -
лицу, захватившему власть насильственно или путём обмана, заговора, или
жестокому правителю, осуществляющему свою неразумную власть через насилие,
деспоту.
ОЛИГАРХИЯ – от греч.oligos - немногий, немногочисленный + arche – власть (разновидность олигархии – клептократия - склонность недобросовестных лиц, получивших власть,
к воровству или присвоению общественного достояния или средств, личному
обогащению, коррупции; с развитием процессов глобализации и росту числа
мульти-транснациональных компаний - полиархия,
т.е. транс-олигархическое правление).
Отклонение, близкое к тирании,
допустимое при относительном невежестве или отупении граждански необразованного
и непросвещённого народа, нацеленного на потребительство и обогащение,
почитающего богатство и позволяющих узурпировать власть небольшому числу
безнравственных, далёких от общих интересов людей. Разновидностью олигархии можно считать также и плутократию (от греч.plutos - богатство + kratos -
сила, власть) - власть небольшой группы наиболее богатых граждан, господство
денег.
«ДЕМОКРАТИЯ» –
псевдовласть манипулируемого, зомбированного посредством находящихся во владении тиранов или олигархов
СМИ, невежественного, граждански необразованного населения (разновидность демократии: охлократия - власть толпы).
Отклонение, характерное для малопросвещённого народа,
когда несовершенные системы гражданского воспитания и образования не в силах,
не в состоянии поднять до необходимого современного уровня его сознание и
менталитет в целом, наделить его в достаточной мере разумом или даже рассудком,
чтобы противостоять очевидной несправедливости и изменить ослабляющий
государство порядок.
В отличие от действительных, подлинных ценностей
общественного управления первой группы при государственных устройствах второй
превалируют главным образом мнимые
ценности - деньги (нажива), имущество (богатство), власть (безудержная
жажда политической власти) и т.п. В правильном государственном устройстве эти
ценности по своей сути могут быть только вспомогательными, второстепенными
элементами механизма (или инструментами) государственного общежития и не должны
доминировать.
Этого можно достичь лишь благодаря правильному воспитанию и
просвещению, в результате чего сознание граждан достигает надлежащего уровня
развития. Разум, нравственность, справедливость,
ответственность и высокая культура поведения в неправильных
государственных устройствах намеренно предаются забвению и отходят на второй
план, а для достижения своих целей недобросовестными правителями используются
такие приёмы, как национализм, клерикализация, «защита» прав человека (без разъяснения самих параметров статусного
человека и выверенного списка его прав), система двойных стандартов и безрассудная
свобода. Раньше фигурировали ещё понятия равенство и братство, но
в последние годы о них практически перестали говорить.
В итоге,
оценивая формы государственного правления, вслед за Аристотелем следует считать
правильными, наилучшими только те виды государственного устройства, в которых
управление, руководство сосредоточено в руках наилучших по разуму, морали,
справедливости и ответственности людей.
Исходя
из этого, следует признать, что существующий во многих государствах тип
государственного правления явно «неправильный», поскольку ориентирован на наживу и стяжательство. Поэтому повсеместно должна устанавливаться только
одна, единая и самая современная форма общественного самоуправления, а именно:
НООКРАТИЯ {власть разума} – т.е.
общественное демократическое самоуправление, при котором благодаря превосходному воспитанию,
образованию и просвещению ВСЕХ граждан данной страны, а в идеале - ВСЕХ граждан
мира, высшие благородные качества и разумность присущи подавляющему большинству
сограждан; а в органы самоуправления обществом демократично избираются и
руководят (правят) в интересах общей пользы только наиболее разумные и морально
ответственные граждане.
Ещё известный китайский мыслитель Конфуций утверждал
2,5тыс. лет тому назад в своих наставлениях: «Чтобы хорошо править, необходимо распространять
просвещение в народе». Или: «…людей, живущих далеко и не подчинявшихся, можно
было бы завоевать с помощью образованности и морали. Если бы удалось их так
завоевать, среди них воцарился бы мир».
Классический немецкий философ Георг Гегель в своём
фундаментальном труде «Философия права» так писал 200 лет назад: «В государстве не следует желать ничего, что не есть выражение разумности… Обычно прежде всего задают
вопрос, какой строй является наилучшим? На это можно было бы дать множество
ответов, самый общий такой: каждый строй хорош, при условии, что в нём
существует хорошее управление. Так высказываются люди, которые хотят прослыть
умными, но они лишь обходят вопрос, отодвигают его. По их словам, все
государственные устройства хороши, нет среди них наилучшего... Второй ответ
гласит: лучшим является тот строй, которым довольны люди, ведь что же требуется
ещё, если люди счастливы, довольны… Удовлетворённость вообще не содержит
объективного определения, человек может удовлетвориться наихудшим, свиньи
довольны, пребывая в грязи, и люди довольны, находясь в самом низком, позорном
состоянии, как, например, индусы, погрязшие в глубоком позорном суеверии…
Наилучшее государственное устройство – разумное…
Обычно заранее исходят из различных определений – государственный строй должен
защищать свободу, служить препятствием произволу, способствовать благу целого,
счастью и довольству людей. От всех этих соображений следует освободиться,
заботиться надо только о разумности…
тогда всё остальное придёт само собой, все эти второстепенные цели будут
достигнуты попутно».
Таким образом, НООКРАТИЯ - это демократическое самоуправление только превосходно
воспитанных, образованных и просвещённых СОГРАЖДАН, и поэтому только этот тип государственного устройства должен быть использован при построении Всеобщего государства Земли.
При этом следует помнить, что разум – это способность осмысления и понимания реалий действительности в ходе
формирования уровней сознания; умение не только отличить истинное от ложного, добро от зла, ценности от пороков, но и уточнять неясные понятия,
создавать, творить новые, тем самым обогащая общечеловеческие знания. Кант под разумом подразумевал также способность
человека осуществлять связь с окружающим миром через долженствование;
творчество нового знания, способность образования метафизических идей.
Всеобщая человечность и
гражданственность – их формирование и поддержание
Каждый
индивид появляется на нашей планете сообразно законам природы. Днём его рождения
следует считать момент соединения родительских клеток, т.е. момент зачатия. Примерно через 9 месяцев
внутриутробного развития индивид появляется на свет и начинается его автономное
внеутробное развитие. В Западном полушарии планеты в отличие от Восточного
выход индивида из утробы (появление на свет) почему-то считается днём рождения
индивида и соответственно формально регистрируется. Это по сути неверно, в
связи с чем любое прерывание беременности (аборт) является аморальным
умерщвлением зародыша человека в утробе матери, его фактическое убийство и
должно восприниматься всеми, как самое тяжёлое криминальное преступление.
Появившись
на свет, индивид ещё около 20 лет получает воспитание местной (традиционной)
культуры поведения, общее образование и мировоззренческое формирование сознания
(сейчас, как правило, в соответствии с одной из превалирующих в данном
сообществе религиозных мифологем). Только после этого такого индивидуума можно
считать «человеком», при условии, что в его сознании за это время было заложено
хоть какое-то подобие разума, морали и справедливости. Если же разум не
обозначился в его мозгу, он почему-то стал аморален и несправедлив, совершает
криминальные поступки, то он не должен иметь статус человека, а скорее, его
следует считать нечеловеком (или нелюдью).
Тем не
менее, по истечении определённого возраста вне зависимости от своего
человеческого статуса каждый индивид на планете получает паспорт того или иного государства, формально подпадая под правовую
принадлежность к данному государству, в силу которой на индивида
распространяются законы этого государства, соответствующие гражданские права и обязанности, а также возлагается вполне определённая ответственность. Однако выдача индивиду
паспорта лишь формально даёт ему статус гражданина.
Чтобы стать им фактически, человек должен получить соответствующие гражданские
знания, которые должны изучаться в государственной системе гражданского образования.
Древнегреческий
философ Аристотель две с половиной тысяч лет тому назад писал:
«Так как
государство (а значит, и гипергосударство)
в его целом имеет в виду одну конечную цель, то для всех его граждан нужно
единое и одинаковое воспитание, одинаковое обществознание, и забота об этом
воспитании должна быть общим, а не частным делом, ибо все граждане объединены в
одно государство, а каждый из них является частицей этого государства. И забота
о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о целом».
В то же
время образованность – это не
эрудиция, а способность независимо и критически мыслить, включающая умение отслеживать историческую авторитетность и научность источников пополнения своих
знаний. В силу этого образованный человек и резистентен к воздействиям суррогатных идей и идеологий, а также
средств массовой информации, и даже обещаний политиков, поскольку не слепо их воспринимает,
а умеет критически их анализировать,
определяя их правдивость, научность и истинность.
К
сожалению, в подавляющем большинстве государств на Земле системы гражданского образования практически
отсутствуют. В относительно удовлетворительном состоянии гражданское
образование существует лишь в некоторых странах Северного полушария (Швеция,
Германия, Канада, США и др.) Во многих же странах Азии и Африки даже общее
образование не отвечает требованиям ΧΧI века. Вот почему на Земле
существует громадный разрыв не только между подавляющим большинством бедных и
кучкой сверхбогатых, но и между образованными, воспитанными и просвещёнными
гражданами ряда стран и невежественным, непросвещённым и мало воспитанным
населением основной массы жителей планеты.
Исходя из этого, ООН несколько лет назад была вынуждена
поставить необходимость повсеместного
гражданского образования выше борьбы
с бедностью и голодом, а ЮНЕСКО включило формирование глобального гражданства и распространение гражданского образования для ВСЕХ в течение всей жизни в число
своих главных приоритетов в Среднесрочную стратегию на 2014 – 2021 гг.
Вполне
естественно, что организацией гражданского образования на национальном уровне должно заниматься каждое государство в лице его
первых руководителей. Но они, будучи в большей части сами граждански
необразованными, уклоняются от этой их прямой обязанности хотя бы потому, что
им, чтобы сохранить власть, интересней иметь граждански необразованное,
невежественное население, которым легче манипулировать с помощью подвластных
или купленных СМИ. Этим образовательным пробелом в формировании сознания
населения, как правило, умело пользуются клерикальные учреждения всех мастей,
восполняя отсутствие гражданского образования и воспитания своими суррогатными
проповедями и наставлениями, внося тем самым ещё больший диссонанс, разнобой и
разноголосицу в общечеловеческое общественное сознание, в связи с чем на
планете до сих пор повсеместно не утихают военные конфликты разной степени
убойности, сохраняется и становится всё
серьёзней опасность очередной мировой войны, способной самоуничтожить всё
Человечество и даже саму Жизнь на Земле как таковую.
Что
касается наднационального гражданского
образования, то этим, строго говоря, должно было бы заниматься ЮНЕСКО, но оно
не имеет для этого ни финансовых, ни политических, ни физических возможностей и
ресурсов. Поэтому формирование глобального
гражданства остаётся делом только наиболее передовой, активной и глобально ответственной части населения
планеты, которая пока численно невелика.
Механизм
дистанционного гражданского обучения,
сертификации и регистрации (учёта) создан на сайте Всемирного философского
форума - http://wpf-unesco.org/rus/socr-sch-r.htm . Для этого достаточно лишь заполнить и
отослать по электронной почте соответствующую Заявку - http://wpf-unesco.org/rus/wcznrq-r.htm
Вполне естественно, что в соответствии с законами природы граждане всех государств с
течением Времени постепенно утрачивают свои физические силы, но приобретают опыт, мудрость и знания, которыми они должны делиться с молодёжью. Обретая эти знания, молодёжь
в свою очередь обязана окружить старших сограждан заботой и вниманием. Этим
достигается преемственность поколений.
На сегодняшнем уровне науки и технологии возникли многие возможности
усовершенствования природных способностей человека. Прежде всего, это увеличение скорости передвижения, усиление слуха и зрения, регулировка работы сердца, создание функционально действующих протезов конечностей, сосудов и др.;
близко к реализации искусственное сердце. Наиболее радикально увеличилась скорость
вычислений и решения логических задач: по сравнению с возможностями мозга она
выросла на много порядков. Ряд специалистов полагает, что можно обеспечить
людям более длительную жизнь, своевременно заменив данные от природы органы и
ткани на более совершенные (превратить их в киборгов – Homo technicus).
Развитие новых технологий в образе жизни и медицине даёт основание надеяться, что жизнь
людей постепенно будет протекать всё более комфортней, осмысленней и дольше. Но
основной смысл и цели их жизни ещё долгое время будут оставаться
неизменными.
Всепланетное общество будущего, которое следует строить уже сегодня
Формирование всеобщего глобального гражданства на Земле само
по себе не является самоцелью как таковой. И хотя со Временем всё человечество,
все 7 миллиардов жителей Земли постепенно должны быть вовлечены в этот процесс, это всего
лишь первый этап формирования требующейся современной реконструкции самоуправления Человечества. Итак:
1-й этап. Формирование глобально всеобщего гражданства Земли-XXI;
2-й этап. Из граждан Земли-XXI - формирование нового, Всеобщего руководства Земли (аристократы Земли-XXI);
3-й этап. Из новых
лидеров Земли-XXI - формирование (избрание) согласно Всеобщей Конституции Земли новых органов самоуправления Земли-XXI посредством учреждения Парламента
Земли, Высшего Совета человечества,
Правительства Земли, Высшего суда Земли, Академии Земли, Банка Земли,
регулирующего эмиссию всеобщей единой валюты Земли,
и т.д.
Все эти органы самоуправления Земли станут руководящими и
проблеморешающими институтами единого всепланетного, наднационального государства – Всеобщего Государства Земли, осуществляя свою деятельность в интересах и на благо Граждан
Земли, Человечества в целом, всего живого на Земле.
Чтобы ускорить переформатирование мирового порядка на
более современный и безопасный для жизни Человечество, необходимо как можно
скорее напомнить всем жителям Земли – потенциальным членам планетарного
сообщества об их этической обязанности быть в своём сознании выше сложившихся в
прошлом политических, национальных и государственных границ и содействовать
созданию новых транснациональных-трансуниверсальных институтов, демократических
по сути управления, которые действуя в интересах всего Человечества и от его
имени, возлагая тем самым на себя соответствующую глобальную ответственность, и
будут нацелены на сохранение и развитие Человечества в целом, всего живого на
Земле, на защиту интересов и права каждого человека на Земле на благополучную
жизнь и пользование всеми достижениями человеческого разума.
Чтобы решать глобальные конфликты, новым
трансуниверсальным (транснациональным) институтам необходимо поддерживать мир и
безопасность граждан планеты, оберегая их от произвола и насилия индивидов (или
их организованных групп) с недоразвитым или искажённым сознанием.
Для этого на первое время человечеству потребуются
соответствующие многонациональные вооруженные силы, подчинённые учреждённым
всемирным органам власти, для поддержания глобального мира и безопасности по типу
миротворческих формирований ООН, которая сама со временем трансформируется в
ООЧ – Организацию Объединённого
Человечества, став частью Парламента Земли.
Только
после этого можно будет надеяться, что уровень общечеловеческой безопасности
повысится, и планета Земля никогда не уподобится космическому
"Титанику" и не исчезнет в одной из чёрных дыр океана Вселенной.
В инфосфере встречается и такое рассуждение, что для землян угроза может исходить также и от инопланетных цивилизаций. По мнению некоторых учёных так называемый «инопланетный разум» может в какой-то момент уничтожить нашу цивилизацию, т.е. завоевать Землю. Это может случится в зависимости от направленности развития нашего общепланетного сознания. Поскольку цель Бытия - совершенствование, утверждают они, то Природа (Бог, Высший разум) сама позаботилась о том, развиваться ли нашей цивилизации дальше или быть уничтоженной, и это уничтожение может быть сделано руками самой нашей цивилизации. Совершенствование, по их мнению, идёт двумя самостоятельными, но взаимно поддерживающими друг друга путями – умственным и нравственным. Причём, если нравственное совершенствование идёт наравне, а лучше, опережает умственное, то цивилизации ничто (кроме внешних и природных факторов) не угрожает. Если же умственное совершенствование опережает нравственное, то все научно-технические достижения используются безнравственно и цивилизация сама себя уничтожает. В противном случае цивилизация с низкой нравственностью, но высоким уровнем технологических знаний, достигшая возможностей межзвездных, а тем более межгалактических перемещений, может перенести этот отрицательный опыт, а с ним и порядок на другие космические образования. Поэтому на обломках этой (уничтожившей себя) цивилизации возникает новая, и весь процесс повторяется до тех пор, пока не восторжествует нравственное совершенствование.
Ещё русский философ-космист И. Ефремов предсказал, что космические цивилизации объединяются в некую космическую ООН, которая ведёт наблюдение и контроль за развивающимися цивилизациями, и на первых этапах их развития делится с ними знаниями в области математики, строительства и сельского хозяйства. В последующем же, ведёт наблюдение за развивающейся цивилизацией и, возможно, защищает её от внешних и природных факторов уничтожения. Любая космическая цивилизация может быть уничтожена высокоразвитыми цивилизациями только в том случае, если развивающаяся цивилизация с низкой нравственностью достигла высоких уровней знаний, не уничтожила себя и представляет угрозу другим инопланетным цивилизациям. Такова одна из нравоучительных фантастических версий, не имеющих пока достоверных научных доказательств, но она по-своему интересна, и над ней стоит задуматься.
v v v
Итак, в
идеале каждый человек и гражданин должен быть вооружён какой-то идеологией, но лучше, если самой
передовой и единой для большего числа людей. Трансуниверсализм – это
идеология для единения всего населения планеты с тем, чтобы оно, наконец, стало
единым мировым сообществом, по-настоящему Земной цивилизацией.
Трансуниверсализм не является альтернативой или
заменой существующих идеологий, религий и верований, а представляет собой их идейно-идеологическое
продолжение, обобщающую и объединяющую суть всего разумного и рационального,
что существует в этих идеологиях, религиях и верованиях, но возведённых на
более высокую, современную ступень общественного развития. Этим обеспечивается
духовная преемственность трансуниверсализма
по отношению к традиционным религиям и верованиям, ко всему разумному, доброму
и высоконравственному, что было заложено в их наставлениях, веками
формировавшее лучшие стороны сознания всех народов на Земле.
В свою
очередь, сознание человека, усвоившего идеи трансуниверсализма,
т.е. трансуниверсалиста, а значит,
его поступки и действия должны быть направлены на:
1. Самосовершенствование себя: он должен вести здоровый образ жизни, через
воспитание, образование и просвещения получить все необходимые для XXI века знания и пополнять их постоянно в течение жизни,
повышать уровень своего менталитета.
2. Обустройство своего дома, своей семьи, создавая им максимально комфортные, но не шикарные условия её
проживания, заботиться о своих родителях, растить и воспитывать детей.
3. Обустройство
и благоустройство своего подъезда,
дома, прилегающей округи, двора, улицы, района – местный патриотизм.
4. Развитие и
благоустройство своего региона, выбирая наиболее достойных, разумных и нравственных его руководителей – региональный
патриотизм.
5. Развитие и
благоустройство своей страны,
процветания своего национального государственного формирования, выбирая наиболее достойных, разумных и
нравственных его руководителей – национальный патриотизм. Правильность выбора
руководителей страны в XXI веке должно строго оцениваться показателями независимой международной статистики с тем,
чтобы знать, что страна находится на передовых позициях по положительным
показателям (уровень жизни, уровень зарплаты, продолжительность жизни, уровень
образования и т.п.) и на последних – по отрицательным показателям (уровень
коррупции, уровень смертности, уровень безработицы, уровень преступности и
т.д.). Эти показатели должны служить независимой оценкой функциональной пригодности руководителей страны, а в случае
их ухудшения, основанием для замены руководящих органов национального государственного формирования на более
эффективные. Если же руководители страны вопреки ухудшающимся показателям путём
обмана и/или мошенничества и/или репрессивных органов препятствуют смене власти на более достойных и эффективных
руководителей (т.е. узурпируют власть), зрелое гражданское общество должно их
судить со всей строгостью.
6. Развитие и
благоустройство планеты в целом, сохранение и облагораживание биосферы Земли, поддержание мира и прогресса в
рамках всего единого Человечества посредством избрания в руководство
Человечеством самых достойных, разумных и нравственных руководителей,
обладающих обострённым чувством глобальной ответственности – глобальный патриотизм.
7. Трансуниверсалисты должны быть солидарны и поддерживать друг друга в реализации идей и
рекомендаций данной идеологии, достижения её целей и задач. Все государства
должны постепенно включать в свои национальные конституции идеи и принципы трансуниверсализма, который должен стать одной единственной идеологией, объединяющей Человечество в
единое глобальное гражданское общество-социальное наднациональное гипергосударство, идеи
которой должны быть направляющими для его становления и развития. Следуя им,
люди должны постепенно достигать взаимопонимания, взаимоуважения и
взаимопомощи, военные конфликты, недопустимые между согражданами, должны прекратиться, национальные границы, по мере формирования
гипергосударства, – становиться всё более прозрачными и вскоре исчезнуть совсем
(после чего прекратятся сами собой и будут постепенно улажены все
территориальные споры и разногласия), военные формирования –
расформировываться, преобразуясь в органы поддержания правопорядка, любое оружие – уничтожаться, а его производство, продажа и использование в любой форме – считаться самыми тяжелыми преступлениями против человечности и сограждан-землян. Высвободившиеся от производства вооружений и содержания армий средства должны быть перенаправлены на бесплатные для всех воспитание, образование, просвещение, спортивно-оздоровительные сооружения и мероприятия, медицину, а также учреждения для детей и людей преклонного возраста.
Резюме
Известный
французский философ-просветитель Поль Гольбах, живший в XVIII веке, писал:
«Люди несчастны, злы и не умеют жить в обществе только
потому, что их руководители пренебрегают своей обязанностью просвещать их
относительно их истинных интересов. Плохое правительство лишь разобщает людей,
запугивает их, притупляет в них нравственное чувство и чувство общественности,
отделяет их личные интересы от интересов общества – одним словом, это
правительство сеет порок, так что не следует удивляться тому, что оно не
пожинает добродетели. Плохие законы, несправедливые правительства, порочные
учреждения, нелепые обычаи, фанатичные, полные бесчеловечности и нетерпимости,
препятствующие всякому естественному человеческому общению суеверия – всё это
никогда не может сформировать хороших граждан.
Люди обнаруживают так много злонамеренности и выступают в
качестве столь плохих членов общества лишь потому, что правители пренебрегают
их воспитанием, препятствуют их образованию, стремятся разобщить и развратить
их.
Невежество, заблуждения и ложь являются истинными
источниками бедствий, от которых страдают человеческие общества. Людей
обманывают, запрещая им обращаться за советом к опыту и разуму и развивать свои
способности к познанию, им подсовывают вместо этого призраки, сказки, грезы и
поповские вымыслы. Невозможно представить, насколько благоприятно для общества
было бы разумно направленное воспитание всех граждан!
Люди обнаруживают так много злонамеренности и выступают в
качестве столь плохих членов общества лишь потому, что правители пренебрегают
их воспитанием, препятствуют их образованию, стремятся разобщить и развратить
их. Воспитание гражданина повсюду доверено лицам, интересы которых совершенно
оторваны от интересов общества. Такие учителя воспитывают в народах лишь
рабский дух, внушая им привычку без рассуждений подчиняться руководству и
гибельное безразличие к тем предметам, которые больше всего должны были бы их
интересовать.
Лишь наука, разум, свобода способны исправить людей и
сделать их более счастливыми. Но все происходящее в мире способствует тому,
чтобы делать людей слепыми и закреплять их заблуждения. Священники лгут людям,
тираны развращают их, и те и другие пользуются этими средствами, чтобы сделать людей
рабами. Тирания всегда была и будет истинным источником падения нравственности
и постоянных несчастий наций. Народы же почти всегда, одурманенные религиозными
воззрениями, либо метафизическими вымыслами, вместо того, чтобы отыскивать
естественные и видимые причины своих бедствий, сваливают свои недостатки на
несовершенство своей природы, а свои беды – на гнев богов. Они взывают к небу,
принося обеты, жертвы, дары, чтобы вымолить конец несчастьям, в то время как по
настоящему эти самые несчастья происходят от недосмотра, невежества и
порочности их вожаков, благодаря преступным учреждениям, не имеющим смысла
обрядам, лжеучениям и неразумным законам, а главное – благодаря отсутствию
знаний.
Если с детства станут давать уму человеческому правильные
мысли, если станут развивать его, если людьми будут править справедливо, то
отпадет необходимость противоставлять нашим страстям преграду страха перед
богами. Когда люди получат хорошее образование, когда ими будут хорошо править,
когда их станут наказывать и презирать за зло и справедливо награждать за
добро, содеянное ближним, тогда они все окажутся добрыми.
Счастье народов, - продолжал он, - следует основывать на
всегда неизменной справедливости, на природе общества, на его правах, которые
ничто не может ослабить, на его постоянно целеустремленной воле, на его силе,
всегда грозной, если она едина. Пусть эта сила, заключенная в гражданах,
движимых общим интересом, станет непреодолимой преградой для любого, кто
осмелится посягнуть на общую волю».
Следуя
этим наставления великого философа, книги которого должны изучаться во всех
школьных учреждениях Земли, человечество должно быть в состоянии подняться выше
конкурирующих экономических и политических систем, которые разделяют мир.
Каждый человек должен стать гражданином
планетарного сообщества.
Итак,
единой объединяющей национальностью
жителей Земли должно стать общее для всех – землянин, который по идеологии должен быть трансуниверсалистом.
Таким образом, по мере распространения гражданского образования, роста числа приверженцев
данной идеологии, а с ним и числа Граждан Земли-XXI, всё больше будет заметно
идеологическое деление населения планеты всего лишь на две части:
1. Хорошо воспитанные, высоко образованные и научно
просвещённые Граждане Земли-XXI - трансуниверсалисты.
2. Невежественные, невоспитанные, плохо образованные
НЕграждане Земли, худшая часть которых способна совершать антиобщественные,
криминальные поступки и даже преступления против человечности и
гражданственности, и которых следует считать не только НЕгражданами, но и
НЕчеловеками (нелюдьми).
Логика
рассуждения подсказывает, что первая часть населения планеты должна неуклонно
расти, а вторая не менее быстро уменьшаться. Альтернатива этому пока только
одна – всеобщая деградация и самоуничтожение Человечества, чего допустить ни в
коем случае нельзя.
Способ
борьбы со второй группой должен быть предельно простой: разная степень их
изоляции от здоровой части общества и принудительное усиленное их воспитание,
образование и просвещение до тех пор, пока они не научатся делать ежедневно
добрые дела в пользу человечности и сограждан. Только при такой форме
человеческой самоорганизации можно будет считать, что идеология трансуниверсализма достигла своей цели и
направила Человечество на верный путь его развития
и самосовершенства.
v v v
Вместе с тем, следует иметь ввиду, что на Земле
пока ещё проживают люди с разным уровнем образования, воспитания, кругозора и
развитости менталитета. Данная идеология
рассчитана на понимание её идей людьми со средним для XXI века уровнем развития
менталитета. Если вы ощутили, что текст для вас лично простоват, это означает,
что Ваш менталитет не ниже среднего уровня.
Если же
вы почувствовали, что данный текст несколько труден для Вашего понимания,
значит, уровень развитости вашего менталитета ниже среднего и вам следует
срочно пополнить ваши знания дополнительными, соответствующими уровню знаний XXI века.
Противоборствовать
этой идеологии могут только люди невежественные, либо способные делать зло и
бороться с разумом и добром.
Помогать
понимать её текст простым людям могут разъяснители-толкователи.
Если же при прочтении текста трансуниверсализма некоторые положения этой идеологии вызвали у вас
внутренний протест и даже некий антагонизм, то это лишь означает, что ваше
сознание пока в какой-то степени искажено или недоразвито, и вам следует его
срочно нормализовать, иначе вам будет сложно жить среди объединяющегося под
этими идеями Человечества, будучи внутренним врагом окружающих вас нормальных
людей-глобальных граждан.
Поэтому
в таких случаях следует поступать, как рекомендовал 18 столетий назад римский
император-мыслитель Марк Аврелий:
«Во-первых, делай
только то, что внушает разум. Это
господствующая часть твоего существа, которая направляет действия на пользу
людей.
Во-вторых, умей изменить своё мнение, если кто-то указал
на твою ошибку или сумел переубедить тебя. Но изменять своё мнение возможно
лишь в соответствии со справедливостью, общей пользой и тому подобным, а не
потому, что новый взгляд кажется более лёгким, приятным или сулит славу».
В любом случае, текст трансуниверсализма
не является догматическим и будет
продолжать совершенствоваться по мере поступления разумных идей от лучших
мыслителей Человечества.
Его идеи положены в основу текста Всеобщей Конституции Земли.